Главная Отчеты Фотогалерея Общение Полезное О Нас Ссылки

похода на р.Зун-Мурин

II. ВОДНАЯ ЧАСТЬ

14.08 - Сплав по Б.Уругудею

Вот мы и дождались того дня, когда уже не мы будем тащить на своих спинах катамараны и рюкзаки, а катамараны будут это делать за нас. В этот день встали мы в 7 утра, позавтракали, после завтрака пошли достраивать катамараны. К 12 часам спускаем их на воду. Собираем вещи, обедаем. С момента как мы пришли уровень воды в р. Б.Уругудей упал сильно, оголив камни в русле реки. Похоже, что катамаранам понравилось кататься на нас, и они решили, что бы еще какое-то время потаскали их на себе. По отчетам других групп, которые я читал при подготовке похода, расстояние, которое нам предстоит преодолеть группы проходили за 2 дня, первый день большую часть времени они катамараны тащили волоком, поэтому готовимся к худшему (но все-таки это позволит нам хоть немного наверстать отставание от графика). После обеда в 14 часов все готово, рюкзаки уложены и привязаны к рамам, выходим. Первых 400-500 метров приходится, тащим катамараны на руках, после чего река немного сужается и ее глубина становиться немного больше, что позволяет нам уже большую часть проводить сидя на болонах и отталкиваясь ногами от камней (это намного лучше чем идти по холодной воде таща катамаран на руках). Через 15 минут глубина еще увеличивается, мы садимся на весла, что бы уходить от завалов и прижимов на веслах. После в падения нескольких притоков река становится мощнее, появляются перекаты, шиверы в которых приходится лавировать. На одном из изгибов реки попадаем в завал, который перегораживает почти всю реку. Места для маневра, что бы уйти от завала было мало, успели только увести нос от завала, а вот корма, тем местом, где сидел я попадает на завал, благо, что ветка, которая уперлась мне в живот оказалась не очень толстой и прочной, и я умудрился, повиснув на ней всем телом сломать ее. Все обошлось. По словам экипажа второго катамарана им тоже досталось от одного из завалов, одна из веток поцарапала лицо Саше.

К нашему удивлению 18 часам выходим на слияние р.Б.Уругудей и р.Зун-Мурин, где и встаем на вечерний бивак. За место двух дней мы добрались до слияния за 4 часа. Нам очень повезло с тем, что не пришлось таскать на руках катамараны по шиверам, и то что этот путь мы преодолели всего за 4 часа тем самым мы наверстали упущенное время и вошли в график, теперь можно будет не торопится. Пока обустраиваем стоянку и готовим ужин, находят белые тучи от которых веет холодом. Не успеваем закончить ужин, как пошел дождь, который минут через 10 превращается в достаточно крупный град. В первый момент стало страшно, не порвутся ли палатки, но они стойко выдержали напор летящего с неба льда. Ужин доедаем под тентом, после чего, уличив момент, когда град сменился дождем и немного притих, разбегаемся по палаткам.

Всю эту ночь сверкали молнии, гремел гром, лил дождь вперемежку с градом, то усиливаясь, то притихая. В один из моментов, когда было маленькое затишье мы с бегали, посмотрели как обстоит дело с катамаранами. Вернувшись мы и уснули под эту барабанную дробь о тент палатки. За все время моих походов на Байкале я еще не раз не попадал под такой затяжной и сильный град.

15.08 - Сплав. р.Зун-мурин

Встали в 9 часов. Дождя нет, что уже радует, остались только последствия от него, под деревьями кучками лежит еще не растаявший град. За ночь уровень воды в реке поднялся. Пытаемся просушить вещи которые вымокли и потихоньку собираемся. Готовим обед, обедаем, после обеда в 14 часов выходим.

Вот мы и попали на реку, на которую стремились, хоть она нас и встретила не очень приветливо, градом. Строила козни, пока мы пытались добраться до нее, вследствие чего мы лишились возможности пройти ее живописнейший верхний каньон. Будем надеется, что она все таки сменит гнев на милость, за наше вторжение на ее территорию и мы благополучно пройдем по ней.

Из-за ночного ливня уровень воды в реке поднялся, поток достаточно сильный и несет быстро (по сравнению с 1999 годом река стала интересней, и поменяла свой характер). Большинство шивер стали скрыты водой, но за то появились хорошие динамичные прижимы, большие валы, а также из за более высокого уровня воды появилось место для катамарана, чтобы уходить от прижимов (9 лет назад катамаран в местах прижима еле протискивался между берегом и скалой, что требовало точности прохождения, спасало более медленное течение). Так уходя в основном от прижимов, проходя сквозь мелкие бочки, просматривая именные пороги, фотографируя их прохождение. К 17 часам останавливаемся на ночевку на левом берегу перед порогом К2. Место очень красивое, стоянка очень хорошая, много дров красивый вид. Пока разгружаем катамараны и обстраиваемся, Медведев Андрей отправляется на рыбалку. Остальная часть группы занимается лагерем, после чего разбредается, что бы осмотреть местные окрестности. К ужину Андрей возвращается с рыбой, которую женская часть команды готовит на ужин. Вечером немного под задержались у костра погреется, и полюбоваться звездами. Спать разбрелись около 24 часов.

16.08 - Дневка на К2.

Встали в 9 утра, уровень воды в реке за ночь поднялся, похоже где то в верховьях идут дожди. Пока дежурные готовили завтрак остальная часть команды отправилась осматривать порог К2. Порог смотрится очень мощно (в 1999 уровень воды был меньше, но порог от этого смотрелся не мене интересно). Порог начинается разгонным участком, основная струя идет под правым пологим берегом, на конце разгонного участка при большой воде образуется бочка. Поле разгонного участка река делает правый поворот в каньон с отвесными скалами, а струя продолжает свое движение прямо, образуя сильный бой в скалу. Долее идет два больших слива и на выходе порога образуются косые валы до 2 м, после валов река продолжает примерно 200 метров течь в каньоне спокойным током, после каньона начинается плес. Порог можно осмотреть по левому берегу. После осмотра порога решаем, что сегодня будет дневка, можно немного отдохнуть, в полнее возможно, что и вода немного спадет, торопится нам некуда.

Вернувшись завтракаем, после завтрака часть группы нежится на солнышке, другая часть Медведев Андрей, Федоров Андрей и я отправляемся на рыбалку за порог К2. На после обеда договариваемся, что будем делать баню. К обеду я и Федорова Андрея возвращаемся, наши попытки хоть, что-то поймать не увенчались успехом. На обед Рита и Надежда Гавриловна решили нас побаловать и приготовили оладьи. После обеда на всех напала ленца и руки до постройки бани так и не дошли. Все это время команда просто отдыхала и нежилась на солнышке. К вечеру возвращается Медведев Андрей, ему повезло немного больше, он принес хариусов, которых мы зажарили и съели с картофельным пюре за ужином, ужин плавно перешел в вечерние посиделки у костра с чаепитием. День получился очень хорошим, оставив приятные воспоминания в памяти.

17.08 - Сплав. Прохождение К2.

Ночь прошла без дождя. Уровень воды немного упал. После завтрака пошли осмотреть еще раз порог К2 перед прохождением и определить траекторию движения. Картина порога немного изменилась, в основном в первой его части, бочки в конце разгонного участка почти не стало. При просмотре определяем точки съемки и места страховки, после чего возвращаемся в лагерь и собираем вещи, как хорошо бы не было, но надо двигаться вперед. Перед прохождением даю в водную экипажем. После погрузки вещей все занимают оговоренные исходные позиции.

Первым проходит порог экипаж первого катамарана в составе Рита, Артем, Медведев Андрей, Алексей. При прохождении мы маленько ошиблись, что в принципе сыграла нам на руку. В разгонном участке мы постарались прижаться, как можно ближе к правому берегу и в конце этого участка получилось, что одна гондола шла по быстротоку, а вторая по более медленному участку за счет чего нас развернуло и мы оказались вне основной струи, и легко ушли от прижима, остальная часть порога уже не представляла опасности, и мы спокойно прошли оставшийся участок катаясь на валах, не давая катамарану свалиться с них.

После прохождения мы заняли места страховки и съемки, а экипаж второго катамарана пошел на прохождение порога. Учтя наши ошибки, они прошли порог чисто.

Далее на реке не было сложных препятствий, мы шли до 14 часов любуясь природой, после чего встали на обед, где сливаются две реки р. Зун-Мурин и р. М. Уругудей. Место очень красивое есть бивак, где и варим обед. Наверно нам стоило не торопится, и остаться здесь на ночевку. Но об этом как-то некто и не подумал. На обед был вермишелевый суп с грибами. На небе начинали собираться тучи, поэтому мы решили побыстрее заканчивать обедать и выходим.

После слияния рек Зун-Мурин становится более насыщен препятствиями, шиверами, прижимами. Сложность прижимов возрастает, из-за увеличения наклона реки и соответственно усиливается ее течение, только успевали смотреть, что бы очередной прижим не размазал нас по скалам. Тучи на небе тоже сгущаются, начинает моросить дождь, который похоже должен перейти в ливень. До запланированной стоянки остается совсем немного , но так не хочется мокнуть останавливаемся на слиянии р. Зун-Мурин и р.Хангорул на правом берегу не дойдя двух шивер до порога Шурик (как и в 1999 году), время 17 часов.

Стараемся как можно быстрее поставить лагерь, но дождь прекращается позволяя нам осмотреть местные красоты, а Андрею Медведеву сходить на рыбалку и накормить нас рыбой на ужин. Стоянка находится на возвышенности каньона, с которой открывается красивый вид. В 1999 мы с каньона ныряли в Зун-Мурин, но сегодня солнце уже село и прохладно, поэтому оставляем эту затею. После ужина начинает накрапывать дождь. Так как сейчас большую часть времени мы проводим на воде то лишний раз мочится нет желания , поэтому разбредаемся по палаткам отдыхать.

18.08 - Сплав. Порго Шурик.

Встали 8 часов быстро завтракаем. Собираем вещи. Сегодня впереди нас ждет самое главное препятствие на нашем пути порог Шурик. Грузим вещи выходим в 9:30, через 2 шиверы зачаливаемся на правом берегу и идем осматривать порог.

Порог представляет из себя ломанный 3 метровый слив с кипящим котлом в низу, после этого метров через 30 идут две бочки друг за другом. Порог очень красивый и мощный, поэтому проходить его не будем, так как нам это предписано МКК (в 1999 году порог был слабее, правда, судя по камням и уровень воды, тогда был примерно на пол метра меньше). С пустившись к порогу фотографируемся, любуемся этой красотой. У всех просто восторг от этого зрелища. Многие не верят, что в 1999 мы проходили этот порог. В волю налюбовавшись этой красотой

мужская часть группы возвращается к катамаранам и начинает обнос вещей и судов. Рита и Надежда Гавриловна остаются и продолжают снимать.

Расстояние обноса около 300 метров, тропа узкая для того, что бы пронести катамараны приходится ставить их набок и протаскивать боком, к 11 часам заканчиваем обнос порога. Немного передохнув, садимся на наши верные катамараны и продолжаем наш путь, который нас в конечном итоге должен привести в п. Зун-Мурено. Метров через 500 на левом повороте реки обнаруживаем песчаный пляж, где и зачаливаемся на обед. Приятная красивая заводь, дрова заготавливать не пришлось, так как много плывуна, который мы и используем для костра. На небе светит солнышко, пока дежурные варят, остальные отдыхают на солнышке и купаются, настроение у всех веселое и хорошее. В 13 дня закончив обед, выходим.

Река после порога Шурик приобретает более спокойный характер, скорость течения снижается, прижимов становится меньше, они становятся слабые. По большей части преобладают шиверы, но так как вода высокая то маневрировать приходится мало. Веслами приходится работать чаще, от сидения на коленях начинают уставать ноги. У видев водопад, останавливаемся и фотографируемся на его фоне. По времени у нас есть запас и мы не куда не спешим, в 17 часов встаем на ночлег на слиянии трех рек р. Зун-Мурин, р.Бартой, р.Догентуй.

Стоянка очень красивая, представляет из себя поляну находящуюся на возвышенности с красивейшим видом. После ужина Федоров Андрей и Медведев Андрей отправляются на рыбалку, я и Надежда Гавриловна берем фотоаппараты и идем фотографировать местные красоты. Остальная часть группы отдыхает. Предлагаю Надежде Гавриловне сделать дневку в этом месте, она говорит, что группе не очень понравилось место и дневку лучше сделать в другом месте. Я думаю стоило настоять и все таки сделать здесь дневку и группа бы была не против. Но почему-то я этого не сделал, наверно потому, что было не принципиально где делать дневку, и по времени был запас. После ужина часть группы расходится по палаткам, другая часть остается у костра. Стемнело к 22 часам возвращается Медведев Андрей с рыбой, предлагает сварить из нее уху, чем мы и занимаемся. Уха получилась знатная. Посидев еще немного у костра мы тоже расходимся отдыхать.

19.08 - Сплав. Предпоследний день на реке.

Встали как обычно в 9 часов, после завтрака по привычки собрали лагерь и в 10 часов вышли. Погода последнее время нас радует и стоит стабильно хорошей, солнышко, воды стало меньше, слегка начали оголятся камни на шиверах. Уклон реки уменьшился, течение реки замедляется, поэтому временами приходится идти на веслах что бы уж совсем не ползти как черепахи к 13:30 доходим до слияния р.Зун-Мурин и р.Тумусин, где варим обед.

Река потихоньку начинает терять свою красоту, берега становятся пологими, появляются признаки цивилизации. Все таки стоило по дольше задержаться в верховьях реки и насладится ее красотами. Но уже не чего не исправишь.

После обеда в 15 часов продолжаем сплав, проходим мимо нескольких стоянок но они не Нравятся Надежде Гавриловне, поэтому пытаемся искать другое место. Поиски места под бивак затягиваются до 18 часов, начинает смеркаться. С поиском места ночевки затягивать больше нельзя. Увидев боле или менее подходящие место чалимся около высокого берега, поднявшись наверх обнаруживаем зимовье, решаем остановится здесь, хотя место конечно не из лучших, но выбирать не приходится. Дальше заниматься поисками в темноте бессмысленно.

Ставим лагерь, готовим ужин и устраиваем пир. Продуктов осталось много, как и неиспользованных дней дневок. Но не тащить же эти продукты обратно в город.

По берегу ходят местные жители окрестных деревень. Знакомимся с ними поближе, оказывается они здесь на сенокосе, днем косят сено, а вечером ходят на рыбалку. В этот вечер мы сидим до поздна, силясь съесть как можно больше, и добрым словам поминая завхоза, хотя он здесь был не причем. После вечернего пиршества разбредаемся по палаткам спать. Похоже это наша последняя ночь на реке. Очень жаль, что так получилось.

Сайт создан в системе uCoz