Главная Отчеты Фотогалерея Общение Полезное О Нас Ссылки

похода на р.Снежная

II. ВОДНАЯ ЧАСТЬ

17.08

Подъем в 9 утра, погода пасмурная. Быстро завтракаем и собираем лагерь. Идем грузить катамараны, выходим в 10:40. Харьковчане еще завтракали в это время. Погода опять не радует нас. На всем небе тучи, ни одного просвета. Наверно скоро пойдет дождь.

До п. 66 идет все сходу, не останавливаясь. Перед порогом за чалились на левом берегу. Порог состоит из 4 последовательных ровных сливов, напоминающих лестницу. Первый слив перегорожен большим камнем, расположенным по середине и разбивающим поток на 2 русла. Пройти правой протокой не представляется возможным, слишком узко. В левой протоке косые валы, а сразу после камня мощная бочка. Остальные ступени ни представляют опасности, только бочки и валы после них. Вход в порог чистый, после порога можно легко за чалиться на правый берег. Решено проходить по левой протоке, а потом уходить резко вправо, чтобы обрулить бочки на следующих ступенях.

При прохождении у первого катамарана не все вышло так, как было задумано. В самом начале, в первой ступени, косой вал ударил по правой гондоле, в результате чего катамаран зацепил левой гондолой за скалу и его развернуло боком. Времени вернуть катамаран на прежний курс не было, поэтому они входили в первую бочку боком. Увидев как они входят в бочку бокам приготовился кидать спас конец, но каким-то чудом их не перевернуло. Далее они проходил по намеченному маршруту, но кармой вперед. Уже на 3 сливе им удалось развернуться и продолжить сплав уже носом вперед. Наш катамаран, наученный опытом первого, прошел порог на пять!

Сразу за р. Цаган-Гол видели неплохую стоянку, но останавливаться не стали, решили идти до водопада, тем более, что времени было еще мало.

По плану мы хотели остановиться на р. Кит-Кит, в лоции у нас было написано, что там хорошая стоянка. На самом деле мы не увидели ничего напоминающего стоянку, более того, причалить к правому берегу не представляется возможным. До р. Кит-Кит расположена шивера, а сразу за устьем начинается порог. Попытка причалиться чуть не сыграла с нами злую шутку, все наше внимание было обращено на правый берег, и тут сразу за поворотом начинается порог, причалиться мы никуда уже не успеваем, приходиться брать его сходу. Но здесь все обошлось, мы легко его прошли. После нескольких шиверок течение замедлилось, и мы оказались на зеркале, вследствие чего пришлось поработать веслами. Минут через 10 река начала поворачивать на лево, по началу мы хотели прижаться к левому берегу думая, что сейчас будет порог, но увидели знак на правом берегу, а шум воды за поворотом выдавал водопад, мы сделали траверс и причалили к правому берегу.На сегодня водная часть была закончена предстоял обнос водопада и двух порогов. И снова катамараны поедут на нас только теперь уже в собранном виде. А пока мы отправились к водопаду посмотреть на это величественное и красивейшее зрелище и с фотографироваться там.

По окончании фото-сессии мы сняли рюкзаки с наших водных лошадок и понесли их по тропе натоптанной сотней (а может и тысячью) туристами пошли на место стоянки, расположенной за порогом Снежинка.

Тропа хорошая, широкая (под катамаран), иногда попадаются завалы. До стоянки шли около 20 минут. Место много единственное не понравилось в круге много с пиленых деревьев в остальном место очень хорошее.

На стоянку мы пришли как раз в обеденное время. Для того чтобы не тратить время было решено сначала переодеться в сухое пообедать а потом идти уже за катамаранами. Поставили лагерь и расположились возле костра, готовя обед. Как раз хорошее время для дождя, подумала природа, и с небес закапали мелкие мокрые капли. Обедать нам пришлось уже под тентом.

После обеда за катамаранами и заодно сделать осмотр знаменитых порогов VI категории: Снежинка и Жаба. К каждому порогу подходит тропа, которая ответвляется от главной, идущей по верху. Пороги мощные и красивые. Снежинка это порог, который зажат между скал и состоит из трех ступеней с мощными бочками на концах каждой ступени, потом идет плес. Не устаешь любоваться силой, мощью, пеной, воды, которая там бурлит зрелище просто завораживающие.Порог Жаба не менее сложен особенно его первая часть, где посередине слива стоит камень как настоящая Жаба и бережет свои богатства от чужих

Глядя на эти и пороги было огромное желание пройти их, но для этого нужна более опытная команда. Уходя с порогов осталось огромное желание вернутся на эту реку с опытной командой для того что бы преодолеть эти два порога не пройденные в этот раз.

Есть народная мудрость: "Любишь на санках кататься? Люби их и в гору таскать!" Именно этим мы и собрались заниматься, разбившись по три человека, потащили наших лошадок наверх по тропе, что бы обнести то, что в этот раз мы не можем пройти по воде.

Пока мы шли под дождем с катамаранам на плечах, периодически спотыccкаясь и ударяясь о стволы деревьев, каждый из нас очень много сказал о водном туризме в общем и о водопаде в частности. Но всему приходит конец, пришел конец и тасканию катамаранов, они были спущены на воду рядом со стоянкой.

Придя в лагерь переоделись в сухое, так как за время транспортировки вымокли по уши, также было решено увеличить норму горячительного для сугреву. К вечеру дождь кончился, небо разъяснилось и пришли Харьковчане. Они встали на стоянки, которая была до этой.

Вечер удался на славу, видимо спирт был особый, так как каждого задело за душу, так весело еще не было (утром вспоминали, кто, что делал и долго смеялись), кто-то хотел пойти в гости к Харьковчанам. Кто-то говорил о музыке, кто-то о политике, а особо отличившееся рвались ловить рыбу. На стоянке нашли записки групп. Одна из записок была очень интересная, группа писала, что она прошла все пороги (мы с Сергеем сильно им позавидовали), а когда прочитали, что они их прошли правым берегом от души посмеялись.

Вечером была произведена удачная разведка по поводу наличия здесь рыбы. Проверку устроил Владимир после спирта. На утро он ходил и перед всеми извинялся. Но проверка не прошла зря, в пакетики у него оказалось несколько хариусов и линьков.

18.08

Проснулись как обычно. Природа решила не придумывать ничего нового и повторить вчерашнюю погоду. Так что мы опять находимся в ожидании дождя.

Вышли в 11 утра. С ходу проходим все препятствия, немного сложнее становиться в каньонах. По общему заключению команды, там не просто шиверы, а нормальные пороги 3 категории. Они не длинные, и образованны в основном осколками отвалившихся стен каньона. Поэтому в них надо четко и грамотно рулиться, иначе придется целоваться со скалами.

Между каньонами река набирает скорость и сильно петляет что не дает расслабится и заставляет команду работать что бы не припечатало к скале. "Красный" каньон не очень заметный, то "Мрачный" действительно мрачный. В конце, которого расположен маленький водопад на правом берегу.

Перед препятствием 110 справа на скале расположена памятная табличка из нержавейки. 20 августа 1985 года погибло 4 человека, при попытки переправиться через р. Снежная.

В 13:00 перед нами предстал большой остров - вот наш последний 112 порог и в конце его "Серая ямка".

Причалились на правый берег. Я сегодня с Олей был дежурный, поэтому мы остались готовить обедать, а остальные пошли осматривать порог. Когда обед был готов, вернулись и разведчики. Они доложили, что проход по левому рукаву невозможен, из-за большого количества камней на выходе. Единственный вариант это попробовать пройти по левой протоке.

Про этот порог я читал много в его прохождении не чего сложного не было единственное, что меня немного пугало эта "серая ямка, " про которую почти во всех отчетах было написано что кто-то да и перевеворачивался из группы. Поэтому у меня появился мондраж перед ней как потом оказалось зря. Но на тот момент я принял для себя решение, что если в этот порог с нами пойдет Ольга, то я не пойду порог. Правда и без озвучания этого Сергей сам принял решение о замене Ольги и не ошибся.

По сложности левая протока если и уступает правой, то ненамного. В 50 метрах от развилки реки мощный слив с бочкой, а сразу за ним отвесная скала, от которой вода уходит резко направо. Перед скалой завал из 2-ух бревен: одно стоит поперек реки, а второе лежит на поперек первого, образуя фигуру в виде пушки. За прижимом расположено уловцо длиной около 15 метров, после идет второй слив с более мошной бочкой и валами. Пенный участок продолжается до слияния с правой протокой. Перед слиянием еще один мощный слив и бочка. Потом идет участок быстротока, длиной около 80 метров, с редкими зубьями. В конце участка мощная бочка, расположенная по всей ширине реки. Наиболее слабый участок расположен под правым берегом, но тут стоит быть повнимательнее, так как заход туда прикрывают отдельные зубья.

Просмотрев весь порог и выбрав линию движения, первый катамаран начал прохождение порога. Правое русло было пройдено без каких-либо отклонений, после слияния катамаран начал переходить ближе к правому берегу. Но из-за зубьев и несогласованности уйти под самый берег не удалось, в результате последнюю бочку, проходили не в самом удобном для этого месте.

Наш катамаран, проходивший порог с заменой Ольги на Владимира, допустил маленькую ошибку еще в левой протоке. Гондолы попали в разноток, левая на быстрину, а правая двигалась по более спокойной части в следствии чего во втором сливе катамаран развернуло кармой вперед и выходили из протоки уже задом. Но в главном русле катамаран быстро принял свое нормальное положение, ушел под правый берег и в назначенном месте пробил бочку.

На этом спортивный участок закончен! Оставались еще пара шиверок и перекатов, но не представляющих ни какой сложности. Где-то через километр после п. 112 в р. Снежная впадает р. Селенгинка, где мы и встали на нашу последнюю ночевку.

А здесь нас поджидала мошка. Действительно, начался прямо настоящий жор, такое ощущение, что вся кусачая тварь со всего Хамар-Дабана собралась в устье р. Селенгинка в ожидании нас. В группе оказалось 3 человек, не желающих мириться с мошкой. Надежда ушла на водопад Грохотун, а Владимир и я на о. Соболиное. Правда добраться до озера так и не удалось. Было уже слишком поздно и просто не хватило времени. Да и тропа оказалась туда гораздо хуже, чем мы предполагали - бомы, завалы, часто приходилось лазить по камням. Через ручьи были наведены мосты в виде сваленного толстого дерева. В итоге к 22:00 мы вернулись из похода так и не достигнув цели. Надежда Гавриловна вернулась гораздо раньше при этом ей удалось достичь цель своего путешествия - вод. Грохотун.

19.08

Встали в 8, до поезда оставалось 2 дня. Мы с ребятами предложили этих два дня провести на этой поляне тем более продукты остались, но наши девушки сказали что им нужно в город, спорить мы не стали и в 10 уже были на воде. Погода не изменилась, а по хребтам стали ходить туманы создавая причудливые формы. Неопрен и каски по убирали, а спасы одели лишь для тепла. Река размеренно несла нас к окончанию похода, мы любовались красотой этой реки и вспоминали наши трудности и удачи, до окончания похода оставались считанные часы.

Между ж/д. и авто мостом расположена последняя шивера с небольшой бочкой по середине. Вспомнив начала похода и увидев последнюю бочку мы с Сергеем сговорились и начали кричать на носовых, чтобы они убирали нос от бочки, иначе мы перевернемся, а сами наоборот прикладывали все усилия, что бы туда попасть, наша взяла, мы искупали передних чему были не сказано рады. Когда передние поняли что произошло все засмеялись.

В 12:00 мы в последний раз в этом походе сошли с катамаранов в п. Выдрино. Надежда и Ольга отправились за билетами на электричку, а остальные начали разбор катамаранов. "Разбирать не собирать!" - разбор катамаранов занял не более сорока минут. Все, что нужно было сушить мы развесили по лагерю, хотя при такой погоде мы рисковали замочить все гораздо сильнее, чем оно было сейчас. На рамах катамаранов вскипятили чай благо рамы за время похода высохли, собрали вещи и пошли на электричку которая должна нас донести до п. Слюдянка.

Только мы на нее сели и пошел дождь - что ж спасибо Хамар-Дабан, что не замочил нас в конце.

Прибыв в п. Слюдянка мы поселились в гостиницу и две ночи до поезда провели в музее Жигалова. 20 августа устроили себе экскурсию по городу и музею. А вечерком сходили в баньку.

20.08

Этот день мы проаели в слюдянке в музее камней. Сходили на байкал где по традиции новечки искупались в его водах.

21.08

21 августа в 11:33 поезд Новокузнецк-Владивосток унес нас домй.

Сайт создан в системе uCoz