Главная Отчеты Фотогалерея Общение Полезное О Нас Ссылки
 

3 ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА

12.08

В этот день ничего особенного не было, собирали каты. Березу брали в рощи, которая находится С-В кордона. А под вечер повторили баньку.

Весь день было жарко. Работать было трудно, все время чувствовалась какая-то усталость и вялость. Так и хотелось найти где-нибудь тенек и лечь туда поспать часок-другой. Но этой ночью было самое чистое и красивое небо.

13.08

Встали в 8 утра. Погода пасмурная. Достроили суда и сплавили их по р. Зун-Байри. В устье встретили группу из Харькова. Они шли с верховьев р. Снежной. Видимо у них там был обед. Они только грузили катамараны, и поэтому мы вышли первыми.

Начали сплав. Вначале ничего сложного на реке нет, только шиверы. В этом плане река очень хороша для обучения, потому что сложность нарастает постепенно. Уровень воды средний, иногда приходится вставать с катамаранов и перетаскивать их вручную.

В этот день мы дошли до р. Зуб-Косун и встали там на ночлег. Через 1,5 часа нас нагнали Харьковчане и проплыли дальше. Стоянка хорошая, иногда идет дождь.

14.08

Хотя подъем назначен на 9 часов, все встали в восемь, видимо сказалась привычка. Погода опять нас не радует - все небо затянуто тучами, но дождя пока нет. Завтракаем, грузим катамараны.

Вышли мы в 11:20. Где-то через 30 минут сплава проплываем мимо лагеря Харьковчан. Приветствуем друг друга и продолжаем сплав. Судя по их собранности выходить им еще не скоро. С одной стороны это и лучше, нам не придется толкаться вместе на порогах.

На препятствии №11 встречаем группу из г. Уфа. Они сплавлялись на 2-ух катамаранах. Стояли они перед самым препятствием на левом берегу. Как мы поняли у них дневка, так как они рыбачили, лагерь стоял не собранный, а катамараны не груженные. Спросив их о сложности препятствия и получив удовлетворяющий нас ответ, идем его с ходу. Ничего сложного в нем нет: широкий слив, в правой части которого небольшая бочка. Она легко обходиться слева.

В 13:10 подошли к порогу №13. Здесь уже сделали разведку и выставили страховку. Прохождение порога представлено в приложении №1.

После прохождения порога встал вопрос о обеде. По плану, мы сегодня должны ночевать на р. Кит-Кит. А до него остается совсем чуть-чуть, поступило предложение идти без обеда до ночевки. Все согласились, чтобы было побольше времени для отдыха.

В результате предпринятых мер в 15:00 мы оказались на стоянки. Стоянка сразу после устья ручья на правом берегу. Чалка хорошая, есть уловцо. Слева от устья, чуть глубже в лес есть зимовье.

Пообедали и решили ставить баньку, времени еще очень много. Андрей М. пошел на рыбалку, Леха собирать чагу, Надежда и Оля стряпают оладья, а все остальные взялись за строительство бани.

Вокруг много грибов (подберезовики) и шиповника. К вечеру погода проясняется, небо становится совсем чистым.

Андрей пришел с хорошим уловом. Рыбу решили пожарить. Сходив в баньку и устроив настоящий пир, мы ложимся спать.

15.08

Сегодня день солнечный, довольно таки теплый. Отплыли в 12 часов.

В нескольких сот метров после поворота начинается порог "Калибр". Порог довольно сложный и мы проходим его с разведкой. Чалимся на левый берег.

Разведка показала, что единственно возможным является прохождение вдоль левого берега. Так как по центру располагается несколько больших валунов, а проходы с права кажутся узковатыми для катамарана. Довольно опасный момент на выходе из порога, после обхода центрального камня, есть вероятность удара о скалу.

Первым пошел катамаран в составе: Надежда, Владимир, Андрей, Андрей М. - он проходил первым и все остальные препятствия. Экипаж второго катамарана стоял на страховке и проводил фото-видео съемку. Первый катамаран прошел аккуратно, без "разборок" с камнями и скалами. А вот второй катамаран в составе: Сергей, Алексей, Анатолий, Ольга, на выходе "поцеловал" левой кормой (Сергей) скалу. Результатом водно-транспортного происшествия явилась погнутая лопасть весла, а также нецензурная лексика со стороны Сергея на всю остальную команду.

Пока мы шел второй катамаран, Андрей М. решил немного порыбачить и поймал 2-ух линьков.

Обсудив ошибки, которые имели место при прохождении этого порога, отправляемся в путь. До п. Пелота, ничего сложного, в принципе, нет, но река не дает расслабиться ни на минуту, шиверы сменяются одна за одой. Некоторые заканчиваются мощными сливами и валами, некоторые прижимами.

Довольно интересный порог Клык. Немного не дочитав карту, мы ждали его немного раньше и даже думали, что уже прошли его, но не тут то было. Порог располагается на резком (900) повороте реки, а сразу за поворотом по центру стоит пикаобразная скала. Прямо вылитый клык из пасти какого-нибудь хищника. Мы проходили его с ходу по левой протоке, ничего сложного в нем нет.

До п. Извилистый мы остановок ни делали. Все проходили с ходу. Перед п. Извилистый п.57 "Ворота". Это действительно ворота. Четкие, очень хорошо заметные выступы скал с левого и правого берега, прячем ровные и правильной формы. Пропустить или не заметить их просто невозможно. Сразу за "Воротами" ~200 м начинается порог "Извилистый".

Порог сложный, длинный. Разведка всего порога сразу по одному берегу не возможна. Чалились к левому берегу, просматривали первую ступень, потом ее проходили по одному и сразу же за первой ступенью причаливались к правому берегу. После этого проходили оставшуюся часть порога.

За порогом располагается большой плес, на левом повороте которого, начинается порог "Мунгул-гольский". Это один из самых сложных порогов на реке.

Подошли мы к нему в 16:30. Проходить его решили завтра на разгруженных катамаранах. Вещи пришлось перетаскивать на руках, до стоянки примерно 1,5 км по тропе. Пообедали, поставили лагерь, часть группы ушла на просмотр порога, кто-то ремонтировался в лагере, а Андрей М и Владимир пошли на просмотр рыбы. Сначала решили проверить наличие рыбы на плесе. Прямо перед порогом с левой стороны в р. Снежная впадает ручеек, там должно быть много рыбы, решили они, и не ошиблись. Попадались хариус и линок, вполне приличных размеров. Ловили на блесну - лепесток, средних размеров, белая, тяжелая.

А с другой стороны по берегу во всю ходят Харьковчане. Вот здесь они нас и нагнали, а на том берегу, они искали стоянку. Но ничего там не найдя, они переправились на правый берег и встали лагерем за нами. Среди них тоже оказались желающие покидать блесну и вот уже к 19:30 шестеро туристов/рыбаков оккупировали правый берег плеса. Рыба ответила на это отказом ловиться, но мы не сильно расстроились, нам уже ее и так хватало. Еще немного поудив мы отправились назад, нам еще предстояло готовить ужин.

Почистили рыбу, засолили (так как никто сейчас ее есть не хотел) и пошли на "кухню", где дело уже шло полным ходом. Поужинали и в 22:30 легли спать.

16.08

Рыба, как ни странно, пошла у нас на завтрак, вместе: с манной кашей. Не волнуйтесь, ни каких расстройств не было. Плотненько покушав и хорошенько отдохнув, в 11:00 выдвигаемся на осмотр порога. Да, порог действительно очень сложный и требует слаженной работы всей команды.

Надежда заметила, что в прошлый раз, когда воды было больше, порог выглядел совсем по-другому. И на ее взгляд, теперь порог стал сложнее.

Пройдя и осмотрев порог по правому берегу, отправляемся на левый, плюс позволяет это легко сделать. И здесь нас ждал небольшой сюрприз. Находясь еще на противоположном берегу, мы избрали определенную стратегию прохода порога, но с этой стороны эта стратегия уже не казалась такой простой.

Заход в порог простой, никаких препятствий там нет. Первые несколько десятков метров идут простые валы и редкие камни, которые легко обрулить. После левого поворота открывается самый трудный участок порога (рисунок 1). Посреди реки стоит зуб, после которого начинается косая бочка и идет до следующего выступающего камня. А сразу после бочки (~15-20м) обломок скалы, в который бьет основная масса воды; справа бочка; слева труднопроходимый слив, осложнен подводными камнями и узким проходом.

Для нас сложность составлял вот этот короткий участок от первой бочки до второй, мы боялись, что можем не успеть уйти вправо, и что нас ударит о скалу. Поэтому первый катамаран, посовещавшись, принял решение обнести первую ступень порога, и начать проходить со второй.

Все это заняло много времени, так что когда команда первого катамарана вернулась на правый берег, то было уже 13:30. Было решено пообедать и потом уже спустить катамараны и пройти оставшуюся часть порога.

Дежурные ушли в лагерь для приготовления обеда. В это время Харьковчане решили пройти первую ступень. Правда, не вся команда, а только 4 человека, а остальные 2 катамарана решено было обнести.

На пороге собрались обе команды, ожидая "выхода" катамарана из-за поворота. И вот катамаран появился, заработали фотоаппараты и видеокамеры. При такой аудитории ребята просто не могли допускать ошибок. В результате красивое прохождение порога, без единого касания камней.

Просмотрев прохождение катамарана Харьковчан, мы решили тоже пройти порог, и после обеда без каких-либо ошибок, легко проходим порог. Правда, уже после порога первый катамаран, когда чалился, ударился о большой камень. Причиной послужило недопонимание друг друга.

Единственный человек, который не проходил первую ступень порога это Оля. Так как опыта у нее было еще маловато, то решили, что ей будет лучше не идти, на ее место посадили Владимира.

Прохождение порога закончилось в 17:00, и куда-то отправляться было уже поздно, поэтому было принято решение остаться здесь еще на одну ночь. Так же здесь остались и Харьковчане, у которых дневка здесь была по плану.

Более ничего значительного не происходило. Рыбаки сходили на рыбалку, но улов был уже поменьше, чем вчера. На этот раз они отправились вниз по течению, за порог, где плесов уже нет. Есть маленькие улова, но преобладают участки быстротока. Поужинали и легли спать в 22:30.

17.08

Подъем в 9 утра, погода пасмурная. Быстро завтракаем и собираем лагерь. Идем грузим катамараны и выходим в 10:40. Харьковчане еще завтракали в это время, видимо решили дать нам фору, на водопаде места мало, надеются что мы уйдем дальше. Погода опять не радует нас. На всем небе тучи, ни одного просвета. Наверно скоро пойдет дождь.

До п. 66 идет все сходу, не останавливаясь. Перед порогом зачалились на левом берегу. Порог состоит из 4 последовательных ровных сливов, напоминающих лестницу. Первый слив перегорожен большим камнем, расположенным по середине и разбивающим поток на 2 русла. Пройти правой протокой не представляется возможным, слишком узко. В левой протоке косые валы, а сразу после камня мощная бочка. Остальные ступени ни представляют опасности, только бочки и валы после них. Вход в порог чистый, после порога можно легко зачалиться на правый берег.

Мы решили проходить по левой протоке, а потом уходить резко в право, чтобы обрулить бочки на следующих ступенях. Но у первого катамарана не все вышло так, как было задумано. В самом начале, в первой ступени, косой вал ударил по правой гондоле, в результате чего катамаран развернуло и первый две ступени он проходил по намеченному маршруту, но кармой вперед. Потом им удалось развернуться и продолжить сплав уже носом вперед. Второй же катамаран, научившись на ошибках первого, прошел порог на пять!

Дальше все проходили также сходу. Сразу за р. Цаган-Гол видели неплохую стоянку, но останавливаться не стали, решили идти до водопада, тем более что времени было еще мало, только 12:20.

Скоро появились признаки водопада: скала с беловатой верхушкой, а затем и скала рыжего цвета. Мы хотели остановиться на р. Кит-Кит, в лоции у нас было написано, что там хорошая стоянка. Но на самом деле мы не увидели ничего напоминающего стоянку, более того, причалить к правому берегу не представляется возможным. До р. Кит-Кит расположена шивера, а сразу за устьем начинается порог.

Попытка причалиться чуть не сыграла с нами злую шутку, все наше внимание было обращено на правый берег, и тут сразу за поворотом начинается порог, причалиться мы никуда уже не успеваем, приходиться брать его сходу. Но здесь все обошлось, мы легко его прошли и после нескольких шиверок увидели знак на правом берегу, а шум воды за поворотом выдавал водопад.

Мы причалили к правому берегу, сняли рюкзаки и по тропе натоптанной сотней (а может и тысячью) туристами пошли на место стоянки, расположенной за порогом. Тропа хорошая, широкая (под катамаран), правда иногда завалы попадаются. До стоянки шли около 20 минут. И в 13:30 были уже на месте.

Как раз обеденное время, подумали мы и расположились возле костра, готовя обед. Как раз хорошее время для дождя, подумала природа, и с небес закапали мокрые капли.

Обедать нам пришлось уже под тентом. После обеда мы пошли на осмотр знаменитых порогов VI категории: Снежинка и Жаба. К каждому порогу подходит тропа, которая ответвляется от главной, идущей по верху. Закончив фотосессию пробираемся к нашим катамаранам.

Есть народная мудрость: "Любишь на санках кататься? Люби их и в гору таскать!" Именно этим мы и собрались заниматься, разбились по трое и потащили.

Пока мы шли под дождем с катамаранам на плечах, периодически спотыкаясь и ударяясь о стволы деревьев, каждый из нас очень много сказал о водном туризме в общем и о водопаде в частности. Но всему приходит конец, пришел конец и тасканию катамаранов, они были спущены на воду рядом со стоянкой. А перед нами встал вопрос: "Идти дальше под дождем или лучше остаться здесь?" Коллектив выбрал остаться здесь и приступил к строительству лагеря.

Также была произведена удачная разведка по поводу наличия здесь рыбы, в пакетики у нас оказалось несколько хариусов и линьков. Ловили также на блесну.

К вечеру дождь кончился, небо разъяснилось и пришли Харьковчане. Они встали на стоянки, которая была до этой.

В 23:00 все уже спали.

18.08

Проснулись как обычно. Природа решила не придумывать ничего нового и повторить вчерашнюю погоду. Так что мы опять находимся в ожидании дождя.

Вышли в 11 утра. С ходу проходим все препятствия, немного сложнее становиться в каньонах. По общему заключению команды, там не просто шиверы, а нормальные пороги 3-4 категории. Они не длинные, и образованны в основном осколками отвалившихся стен каньона. Поэтому в них надо четко и грамотно рулиться, иначе придется целоваться со скалами.

Если "Красный" каньон не очень заметный, то "Мрачный" действительно мрачный. В конце которого расположен водопад на правом берегу.

Перед препятствием 110 справа на скале расположена памятная табличка из нержавейки. 20 августа 1985 года погибло 4 человека, при попытки переправиться через р. Снежная.

В 13:00 перед нами предстал большой остров - вот наш последний 112 порог "Серая ямка".

Причалились на правый берег. Дежурные остались обедать, а остальные пошли осматривать порог. Когда обед был готов, вернулись и разведчики. Они доложили, что проход по левому рукаву невозможен, из-за большого количества камней на выходе. Единственный вариант это проход по левой протоке.

После обеда первый катамаран входит в левую протоку и сразу причаливается к острову для проведения разведки.

По сложности левая протока если и уступает правой, то ненамного. В 50 метрах от развилки реки мощный слив с бочкой, а сразу за ним отвесная скала, от которой вода уходит резко направо. Перед скалой завал из 2-ух бревен: одно стоит поперек реки, а второе лежит на поперек первого, образуя фигуру в виде пушки.

За прижимом расположено уловцо длиной около 15 метров, после идет второй слив с более мошной бочкой и валами. Пенный участок продолжается до слияния с правой протокой. Перед слиянием еще один мощный слив и бочка. Потом идет участок быстротока, длиной около 80 метров, с редкими зубьями. В конце участка мощная бочка расположенная по всей ширине реки. Наиболее слабый участок расположен под правым берегом, но тут стоит быть повнимательнее, так как заход туда прикрывают отдельные зубья.

Просмотрев весь порог и выбрав линию движения, первый катамаран начал прохождение порога. Правое русло было пройдено отлично, без каких-либо отклонений, после слияния катамаран начал переходить ближе к правому берегу. Но из-за зубьев и несогласованности уйти под самый берег не удалось, в результате последнюю бочку, проходили не в самом удобном для этого месте.

Второй катамаран, проходивший порог опять с заменой Ольги на Владимира, совершил допустил ошибку еще в левой протоке. Толи камень, толи еще что-нибудь, но во втором сливе катамаран развернуло кармой вперед и выходили из протоки уже задом. Но в главном русле катамаран быстро принял свое нормальное положение, ушел под правый берег и в назначенном месте пробил бочку.

На этом спортивный участок закончен! Оставались еще пара шиверок и перекатов, но не представляющих ни какой сложности.

Где-то через километр после п. 112 в р. Снежная впадает р. Селенгинка, где мы и встали в 17:10 на нашу последнюю ночевку.

А здесь нас поджидала мошка. Действительно, начался прямо настоящий жор, такое ощущение, что вся кусачая тварь со всего Хамар-Дабана собралась в устье р. Селенгинка в ожидании нас.

В группе оказалось 3 человек, не желающих мириться с мошкой. Надежда ушла на водопад Грохотун, а Владимир и Алексей на о. Соболиное. Правда добраться до озера так и не удалось. Было уже слишком поздно и просто не хватило времени. Да и тропа оказалась туда гораздо хуже, чем мы предполагали - бомы, завалы, часто приходилось лазить по камням. Через ручьи были наведены мосты в виде сваленного толстого дерева. В итоге к 22:00 Владимир и Алексей вернулись их похода.

Надежда вернулась гораздо раньше при этом ей удалось достичь цель своего путешествия - вод. Грохотун.

19.08

Встали в 8, а в 10 уже были на воде. Видимо близость финиша торопила всех. Погода не изменилась, а по хребтам стали ходить туманы создавая причудливые формы.

Кто-то уже не одевал неопрен, поубирали каски, а спасы одели лишь для тепла. Надежда делала последние фотографии, остальные управляли катамараном, не давая ему сесть на мель.

Между ж/д. и авто мостом расположена последняя шивера с небольшой бочкой по середине.

В 12:00 мы в последний раз в этом походе сошли с катамаранов в п. Выдрино. Надежда и Ольга отправились за билетами на электричку, а остальные начали разбор катамаранов.

"Разбирать не собирать!" - разбор катамаранов занял не более сорока минут. Все что нужно было сушить мы развесили по лагерю, хотя при такой погоде мы рисковали замочить все гораздо сильнее, чем оно было сейчас.

17:45 электричка до п. Слюдянка. Только мы на нее сели и пошел дождь - что ж спасибо Хамар-Дабан, что не замочил нас в конце.

Две ночи до поезда мы провели в музее Жигалова. 20 августа устроили себе экскурсию по городу и музею. А вечерком сходили в баньку.

21.08

21 августа в 11:33 поезд Новокузнецк-Владивосток повез нас домой.

Сайт создан в системе uCoz