Главная Отчеты Фотогалерея Общение Полезное О Нас Ссылки
 

3 ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА

3.1 График движения

Запланированный график движения представлен в таблице 3

Таблица 3 - Запланированный график движения
Даты Дни пути Участки маршрута Км. Способы передвижения
2.08 1 Выезд из г. Благовещенска   поезд
4.08 3 Приезд в г. Слюдянка - пос. Мурино   поезд
5.08 4 пос. Мурино - р. Голая 15 пешка
6.08 5 р. Голая - р. Нитяная 12 пешка
7.08 6 р. Нитяная - р. Астай 12 пешка
8.08 7 р. Астай - р. Юнкацук 18 пешка
9.08 8 Дневка, радиальный выход на г. Хан-Ула 25 пешка
10.08 9 р. Юнкацук - кардон Байри 22 пешка
11.08 10 Сбор судов    
12.08 11 Начало сплава, кар. Байри - р. Урдо 12 сплав
13.08 12 Запасной день    
14.08 13 р. Урдо - р Кит-Кит 23 сплав
15.08 14 р. Кит-Кит - препятствие №53 9 сплав
16.08 15 препятствие №53 - пор. Мунгулгольский 7 сплав
17.08 16 пор. Мунгулгольскикй - водопад 13 сплав
18.08 17 водопад - р. Селенгинка 18 сплав
19.08 18 радиальный выход на оз. Соболиные 10 пешка
20.08 19 р. Селенгинка - пос. Выдрино 12 сплав
21.08 20 пос. Выдрино - г. Слюдянка, посадка на поезд   поезд
23.08 22 г. Благовещенск   поезд

Реальный график движения представлен в таблице 4

Таблица 4 - Реальный график движения
Даты Дни пути Участки маршрута Км. Способы передвижения
2.08 1 Выезд из г. Благовещенска   поезд
4.08 3 Приезд в г. Слюдянка - пос. Мурино   поезд
5.08 4 пос. Мурино - зим. 8 пешка
6.08 5 зим. - 2 ключ 8 пешка
7.08 6 дневка    
8.08 7 2 ключ - р. Бильчир 16 пешка
9.08 8 р. Бильчир - пер. Лангутайские ворота 15 пешка
10.08 9 пер. Лангутайские ворота - р. Юнкацук 18 пешка
11.08 10 р. Юнкацук - кар. Байри 15 пешка
12.08 11 Сбор судов    
13.08 12 Начало сплава, кар. Байри - р. Урдо 12 сплав
14.08 13 р. Урдо - р Кит-Кит 23 сплав
15.08 14 р. Кит-Кит - препятствие №53 9 сплав
16.08 15 Дневка    
17.08 16 пор. Мунгулгольскикй - водопад 13 сплав
18.08 17 водопад - р. Селенгинка 18 сплав
19.08 18 р. Селенгинка - пос. Выдрино 12 сплав
20.08 19 пос. Выдрино - г. Слюдянка 12 электричка
21.08 20 посадка на поезд   поезд
23.08 22 г. Благовещенск   поезд

3.2 Описание маршрута

2.08. - 4.08 (время везде Байкальское, +5 от Москвы, GMT +8)

В 12:50 мы садимся в поезд сообщением Благовещенск-Москва и едем до п.Слюдянка. Время в поезде проходит за общими разговорами и расспросами о реке. Надежда Гавриловна там была уже 2 раза, правда последний раз это было 10 лет назад. Удовлетворив свое любопытство, мы переходим к разгадыванию кроссвордов и чтению книг. Нельзя сказать, что время в поезде прошло незаметно, но и очень скучать не пришлось. По пути нашего следования мы пересекли реку, по которой будем сплавляться, вода средняя, погода ужасная - над хребтами нависли тяжелые дождевые тучи. А ведь через несколько часов мы будем уже идти там под рюкзаками.

Да перспективы мокрые:Наконец-то 4 августа в 16:30 мы приехали в п. Слюдянка. Я (Владимир) с Андреем сбегали в МЧС (оно располагается на устье р. Слюдянка), там зарегистрировали группу.

Располагается КСО по адресу ул. Московская, дом 2, телефон КСО 23-8-80, код Слюдянки 395-44. Добраться до здания КСО от вокзала несложно: нужно выйти на железнодорожные пути и идти от вокзала в направлении города Иркутска (на запад). Перейдя через ж/д мост, надо сразу свернуть направо и пойти по левому берегу реки Слюдянки в сторону Байкала, к железному ангару за оградой с воротами, который виден уже от моста. В деревянном доме рядом с этим ангаром и располагается КСО. Дойти до правого берега Слюдянки можно и по автомобильной дороге, идущей параллельно путям, ближе к берегу Байкала. Перейти речку по камешкам не составило труда.

Заодно мы узнали о погоде и о других группах, которые идут по нашему маршруту. Ближайшая вышла 26 июля, так что мы с ними вряд ли встретимся. Люди здесь приветливые, охотно отвечают на вопросы.

Если возникают проблемы с ночевкой, то можно "дикарями" переночевать на станции во дворе, прямо на берегу Байкала. Цена этого удовольствия 50 рублей с человека в сутки. Возможно можно еще арендовать на время баньку, мы про это не узнавали.

Еще один вариант ночевки - это в музее камней Жигалова. Стоимость там составляет 150 рублей с человека + 50 рублей с человека за пользование кухней. Банька там (правда без парной) стоит также 50 рублей, а экскурсия по музею 100 рублей. Располагается музей уже почти в самом конце поселка, на улице Слюдяная, по этой самой улице и выходят на Хамар-Дабан, а точнее на перевал Чертовы ворота и пик Черского. Найти музей очень легко, где он находится знает каждый житель.

На станции МЧС нам еще предлагали спальные места в п. Култук и даже дали телефон владельца туристического лагеря. Но дозвониться мы так и не смогли.

Местная баня располагается напротив старой водонапорной башни, работает в таком режиме:

четверг, суббота - женский день пятница,

воскресенье - мужской день

Ну еще стоит отметить очень неплохую столовую, которая расположена с другой стороны вокзала, перейдя пути сразу поворачивайте налево и идете до соответствующей надписи, примерно 700 метров.

Зарегистрировавшись в МЧС, мы отправились обратно на вокзал, в 18:40 электричка до п. Мурино, откуда и начинается наше путешествие. Не приняв во внимание предупреждений Алексея и Сергея (они в прошлый раз отравились омулем или еще чем-то, но утверждающих, что именно омулем) группа набирает омуля и начинает его, мягко говоря, есть. Взяв еще пару штук на маршрут мы садимся в электричку.

В Мурино мы приехали в 19:30. Нацепив рюкзаки и зайдя в последний киоск, мы, пересекая поселок движемся в сторону хребтов. Пока что мы идем по асфальтовой дороге, но это не долго, всего около 2 километров и выходим на шоссе, идущее вдоль Байкала и соединяющее поселки вдоль него. На перекрестки дорог бабушки торгуют местными продовольственными запасами. Мы приобрели последнюю!!! (в этом году) клубнику и, добив омуля клубникой, отправились дальше. Выбрав хорошую стоянку на р. Хара-Мурин под правым берегом, становимся на ночлег в 21:00.

5.08

Подъем назначен на 7 утра. На улице пасмурно, но тепло. Все встали вовремя. Завтракаем, решили перед уходом посетить порог Лангутайский на р. Хара-Мурин, на котором в прошлый раз Сергей с командой кильнулся. Просмотрев порог, возвращаемся в лагерь, заканчиваем сборы и в 9:40 выходим. У Сергея ломается рюкзак, отрывается нижняя лямка, ремонт занимает на более 15 минут, и мы наконец-то выходим. Чуть левее от реки идет дорога, она поднимается по хребту и затем по первому ключу опускается к р. Лангутай. Сначала идет крутоватый подъем, а потом ровная дорога. Через некоторое время дорога постепенно начинает превращаться в тропу и в конце-концов становится ею.

13:40 вышли к р. Лангутай и останавливаемся на обед (стоянка уже имеется). Пока готовиться обед, Леха ремонтирует кеды, ничего страшного не произошло, но ведь это только начало путешествия, пройдено только 8 км из 80. Тучи никак не хотят расходяться.

По дороге я собирал грибы. Да: их тут не густо. Встречаются лисички, маслята, белый гриб, подберезовики и подосиновики. Иногда встречал оленьи рожки. Очень много маховиков, но мы их не ели.

Далее с грибами вообще тяжело, набирал только около 1,5 кг лисичек. И больше ничего. Чуть лучше будут обстоять дела между р. Бильчир и перевалом Лангутайские ворота. Хотя возможно была просто непогода для них, местные говорят, что в последнее время было мало солнца. Действительно их много в устье р. Байри (это уже где начинается сплав).

Вдоль тропы растет голубика, жимолость (горькая), шиповник (зеленый), красная смородина, брусника (зеленая). К 15:30 вышли с обеда, вскоре оказались возле брода. Мост (точнее 2 бревна, связанных между собой) через реку частично сломан. Одно бревно, ближе к противоположному берегу, переломилось. Роль перил также выполняет бревно, которое к концу моста сужается и сильно качается. Идти по этому мосту с рюкзаками под 45 кг очень опасно, одна ошибка и ты в реке. А вот один человек, без рюкзака спокойно может перейти на ту сторону. Навести веревку здесь не представляется возможным. решаем перейти реку вброд. Проходим немного вперед и находим наиболее удобное (на наш взгляд) место для перехода. Разбиваемся на 4 и пытаемся перейти. И первый блин комом. Уже после середины ручья начинается глубина под пояс и сильно сносит течением, решили вернуться. Проходим еще дальше вдоль ручья и находим место по лучше, где без проблем, также четверками, переправляемся.

В это время начался дождь. Должен же он был пойти! Решили остановиться на ночлег. Прямо рядом с бродом есть стоянка, где мы и примостились. Только мы поставили лагерь, как к нам подошел местный охотник, Володя. Оказывается где-то рядом есть зимовье, к сожалению я его не видел, постоянно шел дождь и было как-то не до этого. У Володи оказалась лошадь, и он за символическую плату с удовольствие решил нам помочь. Лошадиная тропа доходила чуть дальше р. Нитяной, где-то 4 километра. До конца этой тропы он и согласился взять часть наших вещей.

6.08

Встали, позавтракали. Над головой тяжелые дождевые тучи. Начинаем распределять вещи, которые повезет лошадь. Где-то пол девятого подъехал Володя. Сгрузив часть наших вещей на лошадь, трогаемся в путь. Только начали идти и пошел дождь. Хорошо, что все подготовились к такому исходу событий и положили вещи в гермомешок. А у некоторых была накидка на рюкзаки, так что большинство вещей остались сухими.

Подходим к первому бому (правда мы еще не знаем что он впереди). Соответственно лошадь дальше по тропе идти не может. Единственный вариант это переход р. Лангутай вброд. Решили разделиться: мы идем по левому берегу, а Володя переправляется на другую сторону. Проблема возникает в том, что высокий уровень воды, и он боится что лошадь может просто смыть. Мы уже подумали, что все, дальше нести самим. Но Сергей предложил разгрузить лошадь и все таки рискнуть переправиться, а вещи пронесли бы мы (до следующего брода, по словам Володи, 300 метров). Так и поступили, взяв мешки в руки и рюкзаки на спины, мы пошли вперед. Как и говорилось выше, мы не знали что впереди бом (причем самый сложный и опасный из всех), поэтому встретив его полезли вверх, цепляясь когтями и зубами за землю. А оказывается, как нам потом сказал Володя, по низу идет тропа, которая обходит этот бом. Правда со стороны захода ее не видно.

Так дальше и продолжалось: Володя на лошади постоянно переходил реку в брод, а мы шли по левому берегу, где обходя, а где штурмуя, бомы.

13:40 подошли к р. Голая, там решили сделать обед. По-прежнему идет дождь.

15:00 отправились дальше. После четырех перестал дождь, и стали появляться просветы в облаках.

Шли мы еще 4 часа, дальше лошадь уже идти не может. Разгрузились, поставили лагерь. Попрощались с Володей, он поехал назад.

Переменная облачность, но преобладает солнце, чем мы и решили воспользоваться, развесив все наши мокрые вещи.

За ужином Алексей достал один из своих сюрпризов - консервированные ананасы. Надо ли говорить, что они были приняты с большой радостью, а Алексею присужден титул "Героя дня".

Ночью опять пошел дождь.

7.08

Встали в 8:00, идет дождь. За завтраком решили устроить полудневку, надеясь на то, что дождь прекратиться. Но после завтрака обнаруживается событие, которое может поставить под угрозу сам поход. Оля вчера разлили на ногу (точнее на пальцы ног) кипяток, а на утро у нее появились волдыри (ожог II степени). Возникает вопрос: "Идти дальше? Или отправлять Олю домой?" Каждый высказал свое мнение по этому поводу, и Оля приняла решение продолжить поход. В полевых условиях проводим операцию, вскрываем волдыри, накладываем повязку.

В свете новых событий решили устроить полную дневку. Натаскали кучу дров, чтобы устроить "пионерский костер" и высушить вещи.

Во время лесоповала, дровосеки Владимир (т.е. я) и Андрей М. спилили лесину вблизи лагеря, и она как и полагается упала прямо на тент, слегка порвав его. Мораль: не рубите лес вблизи лагеря, если не знаете как его валить. Тент быстро зашили, а лесина послужила хорошими дровами.

Мимо нас где-то в 7 вечера прошла группа пешников в составе 5 человек и собаки, которые тоже двигались в сторону р. Снежной.

После обеда (где-то в 16:00) дождь перестал, небо стало проясняться. Развел большой костер и стали сушить вещи.

В 22:00 после ужина и сушки отвалили спать.

8.08

Просыпаемся в 7:00. И впервые видим с утра солнце. Этой ночью было холодно, если все предыдущие ночи мы спали расстегнув спальник, то сегодня одели кофты. Завтракаем, собираем вещи и выходим. Через 300 метров встретили вчерашнюю группу, они встали там вчера на ночлег.

Дошли до второго брода через р. Лангутай. Никаких трудностей и опасностей он не представляет, быстро и легко переходим его. Вскоре подходим к р. Бильчир, перед ним хорошая стоянка, а так как уже 6 часов, решили встать на ночлег именно здесь. За день все очень устали, а впереди еще один брод, и крутой подъем, и неизвестно как там с местом для ночлега (как станет известно на следующий день, с ночлегом там действительно тяжело, хорошее ближайшее место где-то в 2 часах хода).

Уже перед самой стоянкой встретили группы из г. Киева в составе 4 человек. Они шли из п. Слюдянка на г. Ханула, а потом через пер. Лангутайские ворота в п. Мурино.

Поставили лагерь, поужинали, легли спать. Небо чистое, хорошо видны звезды.

9.08

Подъем в 7 утра, небо чистое. В 9 часов вышли. Где-то через 10 минут подошли к р. Бильчир, брод никаких сложностей не представляет, сразу за ним начинается крутой подъем. Здесь самое главное не перепутать тропы: одна идет вдоль р. Бильчира, а вторая вдоль р. Лангутай, причем последний здесь уже меньше.

Вдоль подъема росли лисички. Постепенно крутизна его уменьшается и переходить в пологий, но длинный подъем на перевал. Сам перевал будет уже виден на расстоянии примерно 6-8 км, но идти до него еще около 5 часов. Места для стоянок встречаются, вокруг растет кедр, так что можно пошишковать.

Обед хотели сделать на озере, мы думали, что к 3 часам должны до него добраться. Причиной ошибки стало большое количество ручьев, которые мы должны были пересекать. А на карте их только 2. Так что когда мы оказались на первом ручье, мы думали что уже на втором. Поэтому к озеру мы вышли к 17:00.

Там оказалась неплохая стоянка, и мы, прикинув наши силы, решили, что останемся на ночь здесь. Еще одна причина такого решения заключается в том, что дальше стоянок не будет, до ближайшей стоянки минимум 3 часа хода.

10.08

В 8:15 вышли на штурм перевала. Погода отличная, небо чистое, с перевала дует холодный ветер. Первый участник взошел на перевал в 9:05. На туре были обнаружены записки других групп, мы оставили свою и двинулись дальше.

Перед перевалом Нукен-Дабан сделали обед в 13:00. В 15:00 взошли на перевал. По соседней долине гуляют тучи, и постепенно их сносит в нашу сторону. В 16:00 пошел град размеров в горошину. Мы спрятались под тентом, который был оперативно раскинут между деревьями. Через полчаса двинулись дальше, мелкий моросящий дождь еще иногда пугал нас, но дождя больше не было. Все небо затянуто тучами. К пяти часам вечера выходим к р. Юнкацук, там большая отличная стоянка. Но мы решили двигаться дальше, до брода.

Пройдя около двух километров, обнаружили еще одну стоянку. А перед ней маленькую заводь, где по словам Надежды, они в прошлый раз ловили много рыбы. Это послужило весомым основанием, что бы остаться здесь на ночлег. Андрей М. сразу побежал за рыбой, а все остальные ставили лагерь и готовили ужин.

К ужину Андрей принес хариусов, так как было уже поздновато, и все устали, рыбу решили засолить.

11.08

Ранний подъем в 7 утра. Погода солнечная, на небе ни облачка. Быстро позавтракав отправляемся в путь, через километр подходим к переправе через р. Юнкацук. На подходе к броду тропа начинает петлять и теряться, так что нужно быть очень внимательным и следить за тропой. Брод располагается за небольшим островком после правого притока. Никаких трудностей он также не представляет. Продолжение тропы на другой стороне реки видно еще на подходе к броду, тропа представлена колеей от вездехода.

Перебравшись на ту сторону обнаруживаем неплохую стоянку, сразу возле реки. Немного передохнув отправляемся дальше, решили идти по следам вездехода. Он все равно должен нас привести к перевалу. По этим следам мы так и до шли до р. Снежной.

В 11 часов взошли на перевал Байри, а к 12:20 на Ложный Байри. На последнем были обнаружены записки других групп, мы тоже оставили свою и двинулись дальше. Спуск оказался гораздо приятнее, если поднимались мы по болоту и ручьям, то спуск проходил по твердой дороге в сосновом лесу. Выглядело это так как будто идешь по аллеи за городом, а не по тайге.

Но всему хорошему приходит когда-нибудь конец, как впрочем и плохому, за 500 метров до р. Зун-Байри на дорогу выбежал ручеек, и опять мы шли уже по щиколотку в воде.

На месте выхода тропы к р. Зун-Байри есть хорошая стоянка, а у ручья много голубики. Здесь мы и встали на обед в 14:30.

Солнце, которое до сих пор освещало нам дорогу, предательски спряталось за тучами, и заморосил дождь. Так что обедать пришлось под тентом.

Но самое последние трудности на пешки нам подготовили водители вездеходов. Нет, что бы спускаться к р. Снежной по твердой почве, они решили ехать прямо по ручью, превратив дорогу в болотную тропу. Мы пытались найти тропу по левую сторону ручья, но безуспешно, возможно ей уже давно не пользуются, а может надо было просто пройти дальше. Но в итоге мы спускались по следам вездехода, постоянно хлюпая и чавкая ботинками.

Преодолев все трудности к 19:30 подходим к кордону Байри на р. Снежной. Все на этом пешая часть маршрута закончена! Переполнившая нас радость выразилась ненормированной поллитрой и неучтенной банкой морской капусты.

На месте кордона располагались 2 зимовья и баня. В одном из зимовий расположились мы, точнее часть нас. Володя и оба Андрея предпочли ночевать в палатках.

Пока все обустраивались и готовили ужин, Толя топил баню, которая оказалась очень даже ничего.

Плотно поужинав, пустив маленький салют и сходив в баню мы завалились спать. Завтра подъем в 9:00.

Сайт создан в системе uCoz