2 ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПОХОДА
2.1 Цели и задачи похода
Перед группой ставились цели:
- прохождение реки, всех ее препятствий, кроме п. Жаба и п. Снежинка;
- накопление опыта и совершенствование техники и мастерства;
- передача опыта молодому поколению;
- отдых и наслаждение природой.
Задачи:
- восхождение на г. Ханула;
- выяснить возможность сплавиться по р. Юнкуцук;
- посещение о. Соболиное и вод. Грохотун.
2.2 Варианты подъезда и отъезда
Добраться к началу водной части маршрута по Снежной можно тремя путями.
Первый путь начинается в г. Слюдянке и ведет через перевал Чертовы Ворота, вдоль р. Спусковой, затем вдоль реки Шубутуй, мимо оз. Патового, вдоль реки Субутуй и, в конце концов, выводит к
верховьям Снежной. Длина пешей части маршрута в этом случае составляет от 85 до 95 км, в зависимости от точки начала сплава, определяемой уровнем воды в Снежной и ее притоке Субутуй.
Доехать до Слюдянки достаточно просто, поскольку здесь останавливаются все дальние поезда, следующие по Транссибу, а также местные поезда, курсирующие на участке между Иркутском и Улан-Удэ.
Ближайший аэропорт находится в Иркутске.
Второй путь начинается в пос. Мурино, который находится на южном берегу Байкала, примерно в 70 км к востоку от Слюдянки. Добраться сюда можно на электричках и местных поездах
(остановка - ст. Мурино) или автотранспортом - из Слюдянки. Маршрут начинается у автодорожного моста через Хара-Мурин. Здесь тропа идет вверх по правому берегу Хара-Мурина,
затем вдоль его правого притока Лангатуя до самых его истоков. Далее, через перевалы Лангатуйские Ворота, Нухен-Дабан, Байри и Байри-2, тропа выходит к Снежной, рядом с устьем ее левого
притока - р. Зун-Байри и кордоном Байри, стоящим здесь же. Длина пешей части в этом случае составляет чуть больше 80 км.
Наконец, третий путь ведет к Снежной с юга. В этом случае следует на поезде добраться до г. Улан-Удэ, далее на автобусе или машине до пос. Баянгол, затем на тракторах или с вьючными лошадями
до летнего стана на реке Мозяйка и далее пешком, через перевал Берхе-Дабан примерно 20- 22 км до р. Снежная. Тропа выходит к реке примерно на 50- 55 км выше кордона Байри.
Третий путь имеет наименьшую длину пешей части, но движение по нему требует предварительных договоренностей с местными жителями, а также связано с несколькими пересадками, что при подъездах
с Запада в конечном итоге почти не дает выигрыша во времени. К тому же при выборе этого варианта маршрут проходит вдали от красивых обзорных точек и интересных природных объектов,
таких как пик Черского, водопады на р. Подкомарной (первый вариант), перевалов Лангатуйские Ворота и Байри-2 (второй вариант).Нами был выбран второй вариант подходов к реке, как наиболее
логичный с точки зрения достижения целей похода. Следует иметь в виду, что билеты на местные поезда здесь можно купить прямо в вагоне, что очень удобно при дефиците времени.
2.3 Аварийные выходы с маршрута.
Выбранный нами маршрут проходит в основном по ненаселенной местности, поэтому возможности аварийно покинуть его весьма ограничены.
На пешей части в случае аварийной ситуации можно вернуться назад по пути следования. То же можно сделать и на участке от кордона Байри до устья ручья Кит-Кит, где, судя по описаниям,
есть охотничьи тропы по берегам реки. Поднимаясь вверх по ручью Кит-Кит и по р. Кит-Кит, можно попасть в долину р. Темник и по ней выйти к людям, если путь вниз по Снежной окажется по каким-то причинам невозможен.
Вообще-то, Темник находится на территории заповедника, но в аварийной ситуации такой маршрут считаем допустимым. Однако это достаточно тяжелый и длинный путь, который может занять несколько дней,
причем возможно - в весьма неблагоприятных погодных условиях.
Как неоднократно упоминается в разных отчетах, выход со среднего течения Снежной возможен только вниз по реке, ввиду отсутствия береговых троп.
Берега реки и борта долины здесь зачастую круты и скалисты. В прибрежной зоне, в тайге нередки большие участки кедрового стланика и карликовой березы. Такой характер река сохраняет до устья левого притока Ара-Буректай.
Принимая к сведению эти данные, должен заметить, что в самой середине этого участка, у порога Мунгулгольский, мы наткнулись на хорошо укрытую охотничью стоянку, со стационарной коптильней.
При этом стоянка явно достаточно часто посещается, о чем свидетельствовали свежие консервные банки (маловероятно, что кто-то из современных туристов таскает с собой на подобные маршруты "лишнее" железо)
и кусок местной бурятской газеты от 01 августа этого года. Вдоль Ара-Буректая идет тропа, которая в конечном итоге выводит к перевалу Лангатуйские Ворота. Через него можно попасть в Мурино.
Также, ниже Ара-Буректая, появляется возможность двигаться и по берегам Снежной, хотя здесь река течет через два не очень длинных каньона. От устья правого притока Снежной - реки Селенгинки - движение по берегам возможно
без всяких проблем. Это уже часто посещаемые и обитаемые места.
Обобщая все приведенные сведения, необходимо подчеркнуть, что туристам, собравшимся на маршрут по Снежной, в основном следует рассчитывать только на собственные силы.
Несмотря на кажущуюся относительную техническую несложность и небольшую протяженность, маршрут может представлять серьезную угрозу для здоровья и жизни именно вследствие невозможности быстрой эвакуации с него практически на всем протяжении.
Поэтому даже небольшая авария или травма могут здесь иметь самые серьезные последствия.