Главная Отчеты Фотогалерея Общение Полезное О Нас Ссылки
 

Путевые заметки о пеше-водном путешествии по р. Ток. 2009 года.

21.07.

Утро началось с жуткого расстройства. Оказывается Наталья на пешку взяла незапланированную еду, но вот пешка кончилась и : "гад" Миха К. конфеты выдает по счету, а сухари Наталья так и норовит упереть со стола, чтобы много не съели, ужоснах!

После завтрака заканчиваем стапель и перебираем вещи, спускаем суда на воду.

Решили идти по графику владивостокцев, так как ребята в своем дневнике предупреждали о проблемах с поиском стоянок. Уровень воды в Токе ниже среднего.

После окончания сплава, для себя отметили, что с местами для стоянок не так напряженно. Поставить одну палатку и натянуть тент можно.

Вышли в 14-00, первые препятствия проходили с ходу, не осматривая. Места обалденные - очень красиво, крутые скалы, чистая прозрачная вода, сквозь которую отлично видно рыбу.

Ленок

В одном из прижимов Миха К. сломал самодельное весло - сказалась пешка, когда отдыхали с рюкзаками "весели на веслах". Пришлось взять запасное весло, заводское с маленькой лопастью.

К 16-30 дошли до устья Улягира, решили встать. Миха К. починил весло, насадил на трубу листвянку и прикрутил к ней лопасть, а Миша С. и Игорь, переправились на противоположный берег ловить рыбу. Это принесло успех - четыре ленка и хариус.

Рыбу пожарили - объедение. После окончания жарки попался еще один ленок, его посолили и повесили на проволоку над дымом костра.

22.07.

Утро, солнце, голубое небо, красота. Достали все, что можно, на просушку. Экипаж К1 переделал раму, перевязал свой катамаран (ребята шли на новеньком Белрафте 2ТТ, и сначала связали гондолы слишком узко). Вышли в 12-00. Без остановок дошли до устья Аначана. Препятствия в нашу воду (ниже средней) особой сложностью не отличались, всё проходили сходу, не осматривая. Нужно отметить высокую плотность препятствий, переходы между большинством из них короткий участок быстротока. Отдельно хочется сказать про "Жабу", по сложности ничего особенного, но камень - натуральная жаба!

Жаба

В 15-00 встали напротив устья Аначана, после непродолжительного обсуждения решили сделать полудневку. Отдохнули, порыбачили (2 хариуса и ленок), постирались.

23.07.

Встали в 7-00. На завтрак второй раз подряд была овсянка, увидев которую Игорь выдал: "Да я теперь лошадям в глаза смотреть не смогу!". Все препятствия до Капкана прошли ходом, без осмотра. В нашу воду практически все препятствия соответствовали описаниям группы их Владивостока, поэтому повторять их не стали, а только отметили особенности.

Порог Капкан: невозможно просмотреть нижнюю часть препятствия, а единственный проход слева. От большого камня в виде седла необходимо уходить влево, там чистый хороший слив между камнями. Экипаж К1 после "седла" ушел вправо, в его затишок. Течение за ним слабое, но места для маневра нет, и кат сел на обливник, стащились, ушли влево в основную струю. По рации передали совершенную ошибку и кат "В" прошел порог чисто.

Порог Скол: хорошо просматривается, линия движения понятна, но пройти чисто не удалось. Экипаж К1 зацепил обливной на входе и крутанулся, но потом исправил положение и до конца прошел чисто. А вот "Б " сначала навалило на камень, а затем не смогли точно войти в бочку в конце третьей ступени, ну ничего обошлось.

Шиверу Шпиг проходить отказались, вода еще упала, и чистых проходов между большими камнями не осталось, решили каты не драть, обнеслись.

Обнос шиверы Шпиг

Из-за обноса Шпига встали около 20-00. Но Наталья, не смотря на позднюю остановку, успела пожарить оладьи, достала "заныканную" сгущенку - в общем, пир был знатный.

24.07

Утром была произведена ревизия оставшихся продуктов, которая показала что самодельной тушенки (пимикана) осталось больше половины, и принято решение увеличить расход мяса. Соответственно все утренние каши стали готовить с мясом, а из сэкономленных сухофруктов Наталья сварила компот - вкуснятина.

Вышли в 10-00. Проходили препятствия в обычном порядке. Воды мало, приходится осматривать препятствия на наличие прохода. Доходим до устья Качу - ручеек едва течет.

В 15-00 подошли к "Чертовой пасти", попили чай и пошли на осмотр порога. Порог представляет собой четыре ступени, общей протяженностью метров 400. В сливах торчат острые камни с рваными краями. Прохождение не прямолинейно, требует постоянного маневрирования. Осмотр провели как левым берегом, так и правым, наметили линию движения. Экипаж К1 шел первым. Первую и вторую ступень прошли чисто. При маневрировании между 2 и 3 ступенями, зацепили обливник, и кат правой гондолой навалило на большой треугольный булыжник, спихнулись, дальше прошли, как планировали. За порогом зачалились, встали на страховку и съемку второго ката. Экипаж К2 прошел весь порог чисто, технично, на 5+, что не могло не радовать, ребята первый раз шли вместе.

Осмотр и прохождение заняли много времени, дождь усилился, поэтому проходим следующий порог № 91 и становимся на ночевку.

25.07.

Ночью дождь прекратился. Утро прекрасное, солнечное. "Нас утро встречает прохладой" - поет Игорь. Это один из редких солнечных дней без дождя. Проходим еще один порог и подходим к "Киеву". Осмотр показал два возможных варианта прохождения: сразу за ступенькой первого слива уходить в правую струю, либо идти по средней основной, но в этом случае предстоит очень активное маневрирование с опасностью навала на камни. В итоге первым пошел экипаж К2 более легким первым маршрутом, сразу, после прохождения встав на страховку, которая не понадобилась, так как экипаж К1 чисто и технично прошел порог по основной струе.

Следующим интересным местом был порог "Сфинкс". Здесь река зажата отвесными вертикальными стенками. Просмотр порога возможен только сверху по правому берегу. Страховка не возможна. Проход чистый. Вода прозрачная на столько, что сверху видно дно - полированные каменные плиты.

"Сфинкс"

В нашу воду прохождение было несложным. Можно только догадываться, какой ужас здесь твориться в большую воду. Доказательства - в конце порога скала "Сфинкс", над скалой - памятник туристу, погибшему в 1981 году в пороге. Отдали дань уважения минутой молчания. На деревянной табличке с трудом читается фамилия, Андреев, и год, 1981.

Дальше, с разведкой, проходим порог "Веер". Сразу за ним устроили небольшой перекус. Идем дальше.

Время близится к вечеру, серьезные препятствия закончились, все расслабились, внимание притупилось и, как положено, нарвались на приключения. В очередном прижиме, далеко не самом сложном, экипаж К2 налетает правой гондолой на камень. Разбор полетов по горячим следам выяснил: ребята, пытаясь максимально безопасно пройти препятствие, ушли с основной струи, но поздно заметили обливной камень по курсу, не успели отвернуть и напоролись на него правой гондолой. Как результат лопнувший шов петель крепления рамы на правой гондоле.

Дальше решили не идти встали сразу за прижимом. Наловили хариуса (как оказалось, в тот вечер была последняя пойманная на Токе рыба). Кроме того, какая-то зараза (явно крупная рыба), разогнула крючки на тройнике.

26.07 - 30.07

Река начала уменьшать скорость течения, сложность препятствий на глазах упала. "Пилу" мы, как и наши предшественники обнаружили уже, когда были в пороге, прошли и спокойно пошли дальше.

Эти дни сплава были самыми утомительными. Подъем в 6 утра, завтрак, сборы, в 9 часов выход. Копуши! Гребли до упора, ужинали уже при свете фонаря. В день проходили по 60-70 км, расплачивались за расслабленный график вверху.

Данный этап путешествия запомнился большим количеством встреченной утки, гусей, уже перед Зеей экипаж К1 видел лосиху с лосенком, переплывающих реку в метрах пятидесяти от катамарана.

Отдельная история - гребля по водохранилищу, грусть полная, хотя нам еще повезло, не было волны и встречного ветра.

К 16-00 мы были в Бомнаке. Антистапель. Продолжительные поиски лодки, успехом не увенчались. Местные жители в этот день ну ни как не хотели перевезти нас через водохранилище в Верхнезейск, кто-то уже съездил, а кто-то собирается завтра. Уже отчаявшись попасть сегодня на поезд, увидели подплывающий к Бомнаку катер. Из него на берег сошли люди в камуфлированной форме, да еще и с погонами. Как выяснилось позже, прибыло высокое милицейское начальство с проверкой. Терять нам было нечего, и мы напросились на борт судна. Всё скидали, и счастью нашему нет предела (даже не верилось) - вот мы уже летим по водохранилищу на водомете. Так, стоп, где-то уже это было!!! Поймали себя на мысли, что именно так начинался наш поход, но вездеход быстро сломался. Поэтому решили, вслух радостные эмоции не выражать, плохая примета, и на всякий случай морально приготовились к активной гребле своими веслами.

Час хода по водохранилищу и мы в Верхнезейском. Здесь зашли в магазин, накупили вкусностей, мороженое, сыр, печенье. Растратили деньги. Пришлось зарабатывать попрошайничеством, чтоб хоть на билеты хватило. Выбрали самого худого участника с обгоревшим лицом и жалким видом, на которого без слез смотреть было нельзя. Отрепетировали сценку: кулачками бьешь друг об друга с песней, по "приютам я долго скитался", ох! сирота я сирота.

Сирота я, сирота

Успех потрясающий!!! Хватило не только на билеты, но и в столовой поужинать. Столовая находится напротив вокзала в гостинице для отдыха локомотивных бригад, кормят всех.

Поезд Комсомольск-Тында прибыл по расписанию, стоянка минут двадцать, достаточно времени, чтобы спокойно загрузить вещи. На следующий день, утром, мы были в Тынде. Нас гостеприимно встречал Сергей, на фазенде которого мы расположились. Затопили баню, приготовили обед. Игорь с хозяином принялись уничтожать запасы не использованного в походе спирта.

Стоит отметить, в походе действовал сухой закон, и никто от этого особенно не страдал. Провокации, конечно, были, но в основном со стороны оленеводов. Нам не жалко, но зная, как пагубно влияет зеленый змей на психику коренных жителей (замечу вооруженных огнестрельным и холодным оружием), решительно пресекали на корню любые попытки ненавязчиво "развести" нас на огненную воду (прости Юра).

Потом Баня и счастью нашему нет предела (даже не верилось):, в очередной раз. Как нам этого не хватало в мерзопакостные дождливые дни на пешке. После бани накатила накопившаяся усталость, и мы попадали спать. К фирменному поезду "Гилюй" успели во время.

В Тыгде нас ждал заранее заказанный микроавтобус. Еще два час дороги и г. Зея, круг замкнулся.

В заключении: Нам речка понравилась, с удовольствием повторим этот маршрут снова и снова.

P.S. Рекомендую прочитать дневник Карикова Г. Г., руководителя клуба "Сплав" г. Владивосток, http://vladsplav.ru/content/Default.aspx?id=10527 . Ребята ходили сразу после нас, вода другая - другие приключения.

Сайт создан в системе uCoz