Главная Отчеты Фотогалерея Общение Полезное О Нас Ссылки
 

Путевые заметки о пеше-водном путешествии по р. Ток. 2009 года.

Некоторые определения:

  1. "Снежный человек размножается спорами" - спорное утверждение, но лучше не спорить!
  2. "Стыдно лошадям в глаза смотреть" - перебор с овсяной кашей в раскладке.
  3. "Нас утро встречает прохладой" - каждое утро начиналось этой незатейливой фразой из песни "О Встречном", слова Б. Корнилова Музыка Д. Шостаковича. Продолжение никто не знал.
  4. "Пойду, потомлюсь" - означает, поваляться в палатке. Любимое вечернее занятие Игоря, когда всё сделано, а спать еще рано.

В 2004 г., после уркановской Тынды, Петрович обозначил перспективы: "есть такая речка Ток, на севере Зейского района, четвертой категории и зейские ребята в 80-каком-то году её ходили, и можно было бы на неё замахнуться". Однако на тот момент не было достаточной информации по заброске и необходимое количество подготовленных участников. В этом же году в Интернете появился полный отчет группы из Владивостока о путешествии по р. Ток, с дневником, схемами и лоцией реки. Отчет размещен по адресу http://anton.bdk.com.ru/tok/index.html

Но сразу осуществить мечту не удалось: не собиралась команда. В 2009 году все таки, это случилось - команда собралась, не в том количестве как хотелось бы - Ромка ушел на Акишму, ребята из Благовещенска не смогли взять отпуск и в итоге нас осталось четверо: Наталья два Миши и Игорь.

Первоначально планировалось забрасываться по маршруту группы из Владивостока, но буквально за две недели до похода выяснилось, что притрассовая дорога Улак - Эльга заметно продвинулась и сейчас проходит буквально в 5 километрах от устья реки Анычан. А самые интересные препятствия как раз после Анычана и начинаются. Обсуждались разные варианты, чтобы по максимуму сократить пешку: начать движение от устья Анычана, поднятся вверх по Току до устья Улягира, выйти на порог "Пьедестал" или "Кафедра" там "покрутиться" денек, а затем идти дальше, но мечтам не дано было осуществиться:

Нитка маршрута:

г.Зея - ст.Тыгда - г.Тында - ст.Улак - п.Горный - 180км дорги Улак-Эльга - 4 дня пешки - 9 дней сплав р. Ток - п. Бомнак - п. Верхнеезейск - г.Тында - ст. Тыгда - г. Зея.

Заметки

14.07.

Наталья, Миха К и Игорь отправились из Зеи. Сначала от Зеи до станции Тыгда на микроавтобусе, затем на поезде Хабаровск - Нерюнгри до Тынды.

15.07.

В Тынде пришлось провести целый день, так как поезд Тында-Комсомольск идет только вечером. Там же на вокзале взвесили рюкзаки - итог 144 кг на троих. С учетом того, что вес четвертого рюкзака оказался 42 кг результат оказался "ободряющим" - 186 кг.

В этот же день Игорь почерпнул интимные подробности размножения Снежного человека, и со всеми делился этой информацией. По его утверждению, Снежный человек размножается спорами. Как? Да очень просто, подходит к любому человеку и говорит: Спорим, сейчас будем размножаться. И ведь не поспоришь, он же большой: этот Игорь, примерно как Снежный человек.

16.07.

Ночью в 2-15 местного времени прибыли на станцию Улак. На вокзале стояло несколько вахтовок, которые должны были развести рабочих на разные участки строящейся дороги, и если бы к этому моменту была в наличии вся команда можно было договорится с водителем, но увы. Заранее было договорено, что нас встретят и увезут в Горный. Так оно и случилось, нас даже обеспечили спальными местами в виде грязного пола в здании местной администрации, что в 3 час ночи было за счастье. Но как оказалось, под окнами администрации находится дискотека, и мы попали в самый разгар веселья. В общем, было громко, кому-то весело, кому-то грустно, а нам очень хотелось спать.

В 11-00 из Зеи на АН-2 прилетел четвертый участник похода - Миша С. К этому времени весь оставшийся экипаж смог подремать и немного придти в себя после "веселой" ночи. Начались активные поиски транспорта для заброски. Все местные как один утверждали, что доехать до 175 км притрассовой дороги можно хоть на уазике хоть на японском грузовичке, которых в поселке было предостаточно, но никто везти не хотел. При этом отговорки для небогатого поселка, где не у всех есть работа, звучали странно: машина сломалась, курей покормить нужно, друг приехал, пить будем. Не теряя надежды, продолжали бродить по поселку в надежде: Война, войной, а режим питания нарушать нельзя! В местном магазине подсказали, что пообедать можно в столовой на базе "Мостстроя". Покормили там без изысков, но от "пуза" (первое, второе, компот с печеньем - 100 руб. с человека). Переговорили с их начальником представившийся как Денис Александрович. Он согласился выделить вахту Урал к вечеру за 5 т. р. Напросились на ужин.

Позже у центрального магазина нашли еще одну вахтовую машину УРАЛ, но она шла только на следующий день, но бесплатно. Решили время не терять и воспользоваться первым вариантом. В 19-00 поужинали, окончательно договорились по времени, отдали деньги. Выехали из Горного в 21-30.

17.07.

Дорога оказалась хуже, чем ожидалось, мы очень обрадовались, что не договорились с местными, ехать на небольшой машине, было бы очень тяжело. Ехали всю ночь. Водитель дороги не знал, один раз заблудились, свернули в карман, проехали пару километров и уперлись в тупик. Стало как-то тревожно, проехали всего-то километров 50 и уже такие приключения. Сбегали на разведку с фонарями, нашли нашу дорогу, поехали дальше. Игоря посадили в кабину, чтоб развлекал и подбадривал водителя своими бесконечными байками. Вопрос о размножении Снежного человека также был раскрыт. Он (водитель), человек подневольный и ему это "приключение" и даром не нать и за деньги: (за деньги может и нать, только кто ему бы их дал, начальник вряд ли поделился), ну хоть не грустно было.

Рассвет застал нас на перевале - красота неописуемая, чувство восторга смешивалось с ужасом. В голове мелькнула мысль, спускаться с такого перевала, да еще под весом рюкзака, верная смерть (возможны, конечно, и другие варианты, совместимые с жизнью, это как повезет) и если нас ждет такой маршрут, то лучше сразу вернуться обратно. Тем временем GPS, записывающий весь маршрут, показывал о приближении к заветной точке, началу нашего автономного похода.

В 6-00 нас высадили. Сонные, замученные дорогой мы выпали из машины на глинистую площадку (место для стоянки и разворота строительной техники). Водитель смотрел на нас как на сумасшедших (и где-то он был прав). Ощущения были странными: вставало солнце, очень холодно, изо рта шел пар, а вдалеке, на хребте, виднелись языки ледника В срочном порядке развели костер, вскипятили чай, согрелись, поставили палатку, немного отдохнули. Игорь и Миха К. пошли на разведку к базе строителей, в надежде разузнать, как нам все-таки попасть на речку, может есть какая-нибудь тропа и пр. Удалось выяснить направление, двигаясь по вездеходному следу вдоль сопки, можем выйти к Аначану (правый приток Тока). Тем временем к нашему лагерю подъехал УАЗ "Патриот" из него вышел мужчина, оказавшийся туристом-водником из Нерюнгри, инспектирующий строительство дороги. Он подсказал, что на базе строителей МК-16 есть вездеход и его можно поэксплуатировать в наших целях с разрешения начальника. Окрыленные Миха К. и Игорь отправились к дорожникам. Начальник встретил радушно, узнав, кто нас к нему направил, дал указания механику довезти нас до устья Улягира и на следующий день быть на базе (оптимист).

Механик пытался робко возрастить, что в одну сторону за три дня не доедешь, марь топкая, но руководитель по карте прикинул, 20 км туда, 20 км обратно, успеешь!

Радостные ребята вернулись и сообщили, что через 20 минут за нами приедут. Все судорожно бросились собирать палатку, упаковывать вещи. Вездеход появился почти сразу после ребят. Всё скидали, и счастью нашему нет предела (даже не верилось) - вот мы уже на броне и едем к Току, пешки не будет!!!! Рано радовались.

Первый тревожный сигнал появился почти сразу после съезда с основной дороги. Проехав около 50 метров, мы сели. Но накидав в колею чурок (их вокруг было столько же, сколько у дяди кота Матроскина гуталину - то есть завались) выбрались. Неподалеку горел костерок - оказалось эвенок пас оленей, с которыми мы сфотографировались:

А затем поехали дальше. Примерно 1 км нас все радовало - вездеход пыхтел, время от времени роняя подвернувшиеся лиственницы, а река приближалось. Но затем чудо конструкторской мысли село, причем на брюхо, беспомощно меся северную грязюку своими огромными гусеницами. И тогда нам пришлось признать справедливость строк "Ох нелегкая это работа из болота тащить бегемота". Нет, конечно, тянуть или толкать махину весом более 10 тонн было абсолютно бесполезно, но и оставлять ее в грязи тоже не хотелось. Ведь можно было еще столько проехать. Опробовав несколько идей, и затратив около трех часов времени удалось выбраться из вырытой гусеницами ямы.

Водитель, испугавшись низин и грязи начал забирать все выше и выше в сопку, заметно отклонившись от требуемого направления, и проехав еще около 1,5 км, мы разулись, слетела правая гусеница. Поблагодарили механика и вездеходчика, дали припасенного для таких случаев спирту, извинились за то, что ничем уже помочь им не можем, и началась пешка!

Окончание истории с вездеходом мы узнали уже в Зее. Ребята простояли три дня, безуспешно пытаясь развернуть машину, пока за ними не приехал тяжелый экскаватор.

Весы в Тынде нас не обманули - вес большой, идти тяжело. 15 минут ходу, 10 передых. Во время одной из остановок наткнулись на полянку ягод. Долго решали что это - морошка или клюква. К общему выводу не пришли, поэтому решили, что каждый ест то, что ему нравится. Полянка так всем понравилась, что решили ставить лагерь. Рядом берег Аначана, да и вечер уже подходил. Во время ужина пришли олени, на нас они внимания не обращали, только на ягель. Ближе к ночи пришли эвенки пасущие оленей. Предупредили, что река опасная, рассказали, что Анычан и Чердат впадают в Ток водопадами и по ним слится с Током не получится. Так же рассказали, что к Току спуститься будет тоже очень сложно - каньон. Посоветовали идти до Улягира и по нему пробовать сплавляться в Ток. Это был самый не желанный для нас вариант, из планируемых.

18.07.

Встали поздно - дождь барабанил по тенту, и вставать совсем не хотелось. В итоге вышли только в 10-30. Тропы нет, идти по мокрому мху оказалось очень тяжело - ноги скользят и проваливаются, за день прошли около 8,5 км. Стоянку сделали на Чердате. Спуск к Чердату оказался очень крутым и опасным. Сам Чердат перешли без особых проблем, воды было мало. На том берегу очень удобная площадка для лагеря и место сказочно красивое.

Отмечу, рыбы в Чардате нет, и никогда не было, спасибо эвенкам, что предупредили.

Ужин, палатка, спать.

19.07.

Утром мы увидели солнце, правда только между тучами и ненадолго но, как то сразу стало радостней. Собрали по сухому табор и двинулись дальше.

К обеду снова пошел дождь. Дошли до Улягира. Он маленький, не больше Чардата, стены крутые, сплавиться по нему в Ток невозможно. В итоге решили продлить удовольствие от пешки еще на день и идти по тропе дальше, через перевал к броду через Ток, и от туда начинать водную часть маршрута. Поднялись вверх по Улягиру до брода через него, натянули тент (дождь нас сопровождал всю пешку), поставили палатку, сварили ужин. Прямо напротив табора была отличная яма, за час наловили десятка полтора хариусов (крупный, черный красивый) - сварили уху и посолили.

Вечером, увидев дым от костра, к нам подошел эвенок. Познакомились, Юра, напоили чаем, от сладостей он отказался, сказал вам нужнее. Оказалось, что он не один, а с племянником и отцом, стоят в избе выше по течению. Это их стадо мы видели возле Аначана, а идут они в верховья Тока. Говор описать сложно - тихий, мелодичный, очень приятный на слух. Предупредил нас, что река опасная в большую воду, потравил баек, показал, где начинается вездеходная дорога через перевал к Току. Легли спать. Ночью шел дождь.

20.07.

Поднялись часов в 8-00, позавтракали. Настроение хорошее, не смотря на моросящий дождь. Воды в Улягире заметно прибавилось, по сравнению с вечерним уровнем, но форсировали его удачно, без наведения переправы. За 3,5 часа преодолели перевал и к 13-00 вышли к Току. Красотища, радости не было предела (даже не верилось), пешка закончена!!!

Растянули тент, установили палатку. Дальше всё по плану, обед, стапель, ужин, продолжение стапеля. Время от времени шел дождь, приходилось прятаться под тент.

Катамараны собрали полностью. Отбой.

Сайт создан в системе uCoz