Главная Отчеты Фотогалерея Общение Полезное О Нас Ссылки

Тункинские Гольцы, ущелье Зун-Хандагай

Вернувшись в позавчера с очередного (пусть и небольшого) похода, спешу поведать/похвастаться, где и как был.
Тип похода альплагерь.
Место проведения Тункинские Гольцы, ущелье Зун-Хандагай
Сроки на местности с 1 мая по 7 мая включительно.

СОДЕРЖАНИЕ

4. Выводы
  5. Фотографии

Вначале маленькая предыстория.

Так сложилось, что предыдущие два года на майские праздники я ездил с иркутянами на Мунку-Сардык (часть Восточного Саяна на границе с Монголией), где мы совершали несложные технические восхождения/воспития и просто тусили компанией вегетерианцев-буддистов, православных и одного язычника, упорствовавших в своей вере, но прекрасно уживающихся друг с другом, ходящих одной связкой и даже пьющих одну и ту же огненную воду

В этом году я на майские праздники никуда не собирался в силу некоторых семейных и финансовых причин (да и организатор-иркутянин ушел в высотный альпинизм и Москву – Стрейр, ты - обормот), но зато собрался ехать на Мунку мой давний напарник по походам Шаман. Собственно, после этого я не удержался и стал собираться с ним вместе, справедливо (наверное) полагая, что со мною он получит как раз нужный ему опыт альплагеря. На словах, конечно, это все серьезно звучит, а на деле два разгильдяя собрались потусить неделю в горах и все го то.

На Мунку мы не попадали из-за смены порядка оформления разрешений на нахождение в приграничной зоне. Теперь документы делаются не на месте, как раньше, а заранее через Улан-Удэ, а к срокам мы уже не успевали… Произошел форс-мажор, когда нужно было искать другое место. Нашли быстро, правда не успевали перепрофилироваться по снаряге с преимущественно ледовых работ (кои я планировал и которые более-менее знаю) на чисто скальные, но разгильдяям ничего не страшно

К нам присоединилась женщина с Хабаровска, имеющая большой опыт сольных походов и руководств, но из-за категорически разных взглядов на жизнь вообще и походы в частности она быстро от нас сбежала И человек хороший, да вот в походах вместе никак…

Приведу краткий дневник сего майского действа.

ОПИСАНИЕ МАРШРУТА

28 апреля.

Сели на поезд в Благовещенске. Через три часа нас встречает жаркий Белогорск со стоянкой в 45 минут. Пошли с Шаманом в супермаркет за минералкой, расположенный через дорогу от вокзала. По возвращении оказалось, что вокзал оцеплен военными в брониках и при полном вооружении, а также наводнен спецтранспортом. Суровый солдат с обликом укороченного Шварценеггера охранял запертый на вокзал проход и знал всего три выражения: «не положено» «к начальству» и «заминировано». Начальство в лихо загнутой фуражке дало добро пропустить, и мы вскоре уже ехали, глазея из окон на перегороженный вокзал…

Дальше забвение…

29 апреля

Вечером очнулись от того, что кончился взятый с собой в поезд спирт…

30 апреля

В 16.30 десантировались на перрон Слюдянки. Водитель встретил нас и вскоре мы на дребезжащем ведре с гайками, именуемом «Нивой», покатили в сторону курорта Аршан. Водитель поделился информацией: из-за снежного бурана был перекрыт автомобильный перевал на Иркутск, а из-за того, что ветер свернул две опоры на железной дороге, поезда временно тоже не ходили. Отсюда куча туристов, которая должна была забрасываться вчера и сегодня на Тунки и Мунку-Сардык пока не заходила. В общем то, над горами и сегодня не очень то погода…

В 18.30 вышли вверх по тропе, а минут через сорок поставили лагерь на крохотной полянке. Спилил Fiskars-ом (пилой) сухой кедр, дабы ночью не завалился к нам в гости. Погода не очень – пробрасывает легкий снег. Съели с Шаманом по два копченых омуля, а последнего подвесили на дереве, дабы на обратном пути подобрать. Выловив в палатке и на себе всех вампиров, легли спать.

1 мая.

Погода солнечная, вышли в 7.20. Тропу на верх каньона, конечно, пропустили, а когда спохватились, было поздно. Пришлось полтора часа пялиться по кустам и камням, дабы найти удобоваримый подъем вверх. Базовый лагерь поставили в 14.30, на отметке в 1780 метров, в 2,5 км выше по течению лагеря федерации альпинистов, которые зашли чуть позже, чем мы и гораздо более многочисленным составом – около 50 человек. Температура +2 градуса. Запёрли лагерь на высокий холм, подальше от тропы и в самую густую часть кедрача. Во-первых, дрова есть (стоим на границе зеленки), а во-вторых, народ не будет через лагерь ходить. А за водой мы сходить не гордые… И брусники много, который мы практически обожрались.

2 мая.

Весь день +2 градуса. Утром ушла вниз наша женская часть, а мужская поперлась на пик Башня. Почему то я подозревал, что имея на руках два возможных варианта подхода я выберу неправильный ? Сначала полтора часа лезли по скалам в обход ледопадов, а потом вышли на снежный язык, ведущий к достаточно красивому перевалу Сфинкс. Ледорубы я сегодня не взял, дабы не мешались на скалах, зато кошки у нас имелись. Через три часа подъема по снежнику угол возрос на столько, что пришлось лезть на четырех лапах. В одном месте зубом кошки продырявил штаны (Soft Shell). Шаман снял кошки и ушел влево на скалы, а я пополз дальше. Еще через полчаса встретились на перегибе. Во первых слева увидели каски, во вторых в 50-и метрах впереди увидели тропу на пик, ведущую явно на классический заход 1Б. Подрезав тропу, попили чайку, потом привязав штурмовые ранцы к камням, а кошки к ранцам, пошли работать. По следам было видно, что до нас ходило трое, причем вчера. Уже радует, что сегодня мы успели раньше альпинистов. Вскоре перелезли через гребень и пошли вдоль него. Как это обычно бывает, нужный перегиб мы пропустили и ушли на северную часть. Возвращаться было лень, поэтому отработали вариант 2А с небольшим камином и скальной полочкой. Наверху здорово, хорошо, тур стоит, в нем записка и сломанный френд. Отдохнув, спустились немного ниже и подошли к спусковому кулуару, по которому обычно все вниз ходят. Посмотрели на станционную петлю для спусковой веревки, я, чуть подспустившись, оценил состояние снега в кулуаре, короче кубарем скатились вниз и вышли к рюкзакам. Потом пошли знакомиться с народом.

Есть у меня какой то талант ходить тихо… Да и не ожидали меня тут увидеть…Блин, хорошо хоть, не на карнизе стояли… И в морду не дали, это тоже, конечно, замечательно…

Потом обычные вопросы – откуда, от какого клуба, а что сами ходите и прочее. Потом интереснее – как ходили? 2А там-то. А спускались? А там то. Так там же без веревки не ходят. Дык, мы ходим. А подымались вы где, что вас никто не видел? А в обход ледопадов по снежнику. Дык, там же вообще люди не ходят! Ну, мы то об этом не знали… Инструктор махнул рукой и пошел в сторону 1Б подъема. Оставшуюся девушку немного подкормили гематогеном и аскорбинкой, взамен она стала совсем ручной и поведала, что они тут на разряды защищаются, двое ушли на 2Б вариант, а они пошли акклиматизационный на 1Б. Понятно… Проводив взглядом симпатягу, одетую в брендовые одежды, с надетыми кошками и обвязкой, увешанную карабинами и каким то неведомым и недостижимым нам с напарником снаряжением, мы, два одетых в «Сплав» разгильдяя, надели ранцы, сели на задницы и поехали до лагеря.

Ну где еще можно спуститься на заднице по горке на 500 метров вниз?

3 мая.

Температура -4 градуса. Висит «молочка» и идет снег, который ночью то шел с перерывами, зато с утра повалил вовсю, явно действуя согласно писаной инструкции Сплава, что высота палатки Оптима один метр. Но, Сплав, в лучших традициях родного нам всем министерства обороны, занижающего высоты на картах, дабы дезориентировать вероятного противника, помог выстоять нам в этой нелегкой битве!

Попытались вдоль реки проброситься к озеру наверху и посмотреть подходы к пику СОАН. Я надеялся, что там, повыше, видимость будет лучше. Провалившись несколько раз по колено в воду, подошли к озеру, но там видимости не было вообще никакой. Чужих следов тоже нет – видимо старые альпинисты, словно пингвины, погоду заценили лучше меня.

Вернувшись, обнаружил на своей ноге впившегося клеща. Умасливал его «Хранителем», но вампир только выше задирал свой красный зад и, категорически мотая головой, вылезать отказывался. Пришлось приговорить его к казни через повешение на суровой нитке. К сожалению, подлец оторвал себе голову и оставил в моих тканях, причем при моей худобе явно где-то ближе к костям.

4 мая.

Ночью начался шторм со снегом. Думал, палатку порвет, ну или ту часть, которую вчера не засыпало, но выстояла и ночь, и день, и еще ночь, и еще бы выдерживала, да шторм потом уже закончился.

Снился Mormus. Будто бы сидим, пьем что-то. Я заплетающимся языком жалуюсь ему, что, дескать, штаны-то порвал, как я теперь бедный то такой… Mormus великодушно машет рукой, мол, привози к нам, у нас оборудование, зашьем так, что как новые будут. Ну, я, типа за предложение то спасибо, вот только мне проще самому зашить, чем к вам, в такую даль везти. Ну, было бы предложено… Судя по состоянию головы наутро, пили во сне не чай с плюшками и не пиво с омулем…

Завтракали сухим пайком. Горелка ушла с единственной женщиной в стан вероятного противника, а огонь сейчас развести на улице невозможно. На обед исхитрился развести костер и при десятикратном превышении выделенного изначально на костер топлива таки сварил что-то, по вкусу напоминающее суп. На ужин варили (громко сказано – мучились) на сухом горючем в палатке. Мастера в альплагере видимо дивились, глядя как из нашей палатки идут густые клубы дыма, втайне завидуя забористости нашей травы, помогающей пересидеть непогоду. Невдомек им было, что сие действо (варка) совершалось при помощи пиндосовского сухого горючего в квадратных таблетках, из набора Savotta, явно поставляемого нам, чтобы лучшая половина нации, отказавшаяся от колы, пепси, макдональдсов и прочего, таки загнулась во время маршрута либо от дыма, либо от голода, либо от вместе взятого.

Температура была -8 градусов.

5 мая.

К утру шторм закончился, оставив лишь идущий снег, не очень хорошую видимость и температуру минус 2 градуса.

В 10.00 вышли наверх, взяв с собой из спецснаряги только ледорубы. Снега лежит много. Внизу подрезали свежую тропу. Так как она совпадала с тем направлением, которым двигались мы, то пошли по ней. Я оценил, что шло трое (впоследствии оказалось, что четверо), причем ходко. Проводник у них был явно с функцией прямого наведения с орбиты, иначе его чудесную избирательность объяснить было невозможно. Я ожидал, что народ просто пошел тропить к озеру, но тропа там ушла, как мне показалось, в сторону перевала Динозавр, что доставило мне радости, так как по такому снегу можно было попробовать пройти на пик Динозавр по 2Б, при условии, что до перевала нам тропу протопчут. Тропа пошла по замечательному кулуару, который я, собственно, потомственный Сусанин, искренне принял за нужный нам перевал. Снегу было по колено, местами по пояс. Оказавшись выше, в рассеявшейся молочке, с удивлением и подозрением поляков на болоте, я обнаружил, что таки это не перевал Динозавр вообще и не перевал в частности. К тому времени ползли уже на четырех лапах. К перегибу я обнаружил две вещи: первое – здесь до меня шли в кошках, вторая – что снег на крутом склоне лежит тонким перекриссталлизовавшимся слоем и явно хочет вместе со мной уйти вниз, позвякивая моими костями не хуже, чем анекдотичная связка альпинистов карабинами. Уйдя резко влево и вцепившись в скалу отдал приказ напарнику, чтобы тот ушел за камень. Оценив ситуацию, сказал ему, чтобы топал вниз до ближайшего укрытия. Сам, вцепившись в скальник, полез наверх и через почти десяток метров смотрел в круглые глаза инструктору и девчонке, которых мы встретили на пике Башня пару дней назад. Вылез наверх, полюбовался видом. Три человека, на станции, обвешавшись фантасмогорическим в дымке для меня снаряжением, вперила в меня колючие взгляды, куча веревок идут наверх, где парень увлеченно колотит молотком по крючьям. Привет! А у вас тут весело, однако! Можно посижу тут у вас маленько? Дык, посиди, только с веревки слезь… Ой, простите, как тут их много у вас сегодня тут. А товарищ твой где? А, я сейчас лавину вниз спущу, да сам лететь буду, ну, чтобы полету не мешал, я его вниз отправил… ??? Ой, да не обращайте вы внимания, а вы, кстати, как сюда сами залезли-то? По двум веревкам… Молодцы! 2Б наверное работаете? Нет, 3А… Ой, как у вас тут серьезно все, я тогда не буду вам мешать своим распиз, ой, разгильдяйским видом и полетел вниз…

Спускаясь снизу по тропе встречаем еще троих альпинистов, поднимающихся навстречу нам. Первым идет альпинист из Благовещенска, с которым и завязывается после знакомства (мы друг-друга не знаем) беседа. А вы от кого ходите? Да сами по себе. А что на гору то не пошли сейчас? Дык там народ сурьезный работает. Так подождали бы, пока они закончат. Пока они закончат, снег на подложке может поехать, мы тогда без снаряжения не спустимся потом. А вы что, без снаряги ходите?! Сегодня да. Ну купили бы себе снаряги и ходили бы красиво! Поворачивается и тройка уходит наверх. Мы с Шаманом стоим и так, и эдак переваривая последнюю фразу. Потом Шаман спрашивает: слушай, Фил, а что это у вон того парня ледоруб кривой такой и небольшой, ну, айс-фифа почти – здесь же скалы одни, льда нету? Понимаешь, Шаман, ходить надо красиво…

6 мая.

Минус 4 градуса.

Вообще Шаман предлагал вчера протропить до СОАНа, но попавшаяся нам тогда навстречу находка для шпиона слила ценную информацию о том, что одно из подразделений вероятного противника (альпинистов) сегодня уйдет делать 1Б на пик Шелехов. Спрашивается, зачем делать работу сегодня, если завтра ее половину сделают за тебя другие? Поэтому, проснувшись в 6.30 от голосов внизу, я, улыбнувшись, перевернулся на другой бок и заснул еще на полтора часа.

Позавтракав, бодро побежали в сторону Шелехова. На него, хоть и по готовой тропе, не собирались – пока не интересно. Потом начали делать траверс в висячую долину цирка СОАН и Зун. Наверху наткнулись на неплохой лавиносброс, пересечь который не могли. Пришлось спускаться вниз. В нижней части сброса висячей долины лавина уже сошла, мы перебрались по твердой подложке на другую сторону и подрезали там след двух человек. Слышал вчера, конечно, что одна группа пойдет на СОАН по 3А, но не думал, что здесь, с этой стороны…Пошли за ними. Снега очень много, болит правая нога в суставе, после вчерашних полетов и прыжков. Через час провалился под снегом в щель между камнями и окончательно добил ногу. Дальше идем помедленнее.

Альпинистов увидел издали – действительно начали работать 3А. Мы встали напротив них, по другую сторону реки, метров за 400, достали чай и начали глазеть, перемежая комментариями. У ребят был трижды шанс завалиться лавиной вниз, но им повезло. Как мы поняли, спуск обратно они не просматривали, так как лично я, после того, как мы сходили на другую сторону долины, сделал вывод, что кулуар подъема 1Б (он же для них спуск потом) непроходим из-за высокой лавиноопасности. Сложив три фактора – лавины, портящаяся погода и моя нога, потихоньку пошли в лагерь. Спуск с висячей долины происходил при крайнем напряжении сфинктера, после чего в лагере для психологической разрядки пришлось вылепить снеговика и допить остатки настойки. Промчавшиеся вечером альпинисты, надо думать, бежали за этим же, причем, судя по скорости, еще и до сих пор убегали от пушистого белого нежного зверька.

7 мая.

Температура минус два градуса.

Спал плохо. Видимо не выветрились остатки посиделок во сне с некоторыми товарищами…

Утром посмотрел на ногу. Лучше бы не смотрел. Благословил Шамана на пик Шелехов, а сам остался в лагере сушить барахло и собирать рюкзаки.

После прихода товарища мы в боевом порядке стали отступать вниз, к подножию гор. Я к этому времени изготовил себе знатный альпендрын. Около восьми часов вечера, уже подыскивая себе стоянку, под неплохим таким дождем, перехватили мужика с рюкзаком, отговорив его на ночь идти в горы. Что и сказать, сделали мы это не без умысла, так как мужик был явно с хохляцкими корнями, а значит, идти в горы без горилки не мог принципиально. Поставив на шикарной поляне тент от нашей Оптимы, мы начали обшаривать кусты, где кроме клещей нашли поллитровую банку консервированного борща, которая в соединении с нашим пеммиканом дала эффект, превосходящий эффект от поданной колбасы бездомной собаке.

Половину взятой иркутянином Александром (потрясающий мужик!) горилки осиливали до часу ночи, да под домашнее сало и свежий хлеб. Разговоры за жизнь, за горы, за лавины, за тех, кто уже не вернется… Легли спать поздно, Александр в свою мембранную Ferrino Monster Lite, мы в свою Оптиму.

8 мая.

Всю ночь шел дождь. Утром проводили Александра, созвонились с драйвером нашего ведра на колесах, позавтракали и, сопровождаемые солнышком, потопали до бурятского поля. Через двадцать минут подобрали омуля, которого повесили на пути в горы.

Бурятское поле исключительно напоминало своим видом рекламу шоколада Альпен Гольд, но мы честно, как русские мужики, вместо шоколада съели на нем омуля. Через час подъехала чихающая «Нива» и мы вприпрыжку двинулись на Слюдянку.

Гостиница в Слюдянке порадовала своим ценником (300 руб сутки с человека), а купленный журнал «Братишка» рекламой сплавовской Горки-4. На ужин был традиционный торт с молоком (пиво и буузы принимали на обед) и долгожданный душ. На такой вот минорной ноте наше разгильдяйский поход, собственно и закончился…

пока есть окошко, напишу про аптечку. В общем то набор остался без изменений, нужды в изменении пока не увидел.

Сайт создан в системе uCoz